В начале 2013 года должен стартовать новый этап переговоров Беларуси и ВТО. Версию сводного отчета, который является базовым документом для рассмотрения белорусского запроса о вступлении в ВТО, Беларусь направила в ВТО еще 1 ноября 2012 г. В этом документе расписано, какие обязательства берет на себя Беларусь по пошлинам, по доступу на рынок услуг, по системным мерам и т. д. Если сводный отчет будет принят, это означает, что Беларусь фактически приступает к согласованию своих обязательств — окончательного пакета документов. Одновременно белорусским переговорщикам предстоит продолжить двусторонние переговоры еще с 10 странами-членами ВТО.

«Зеленая улица» для аутсайдера «тройки»?

Самое главное, чего, похоже, добилась белорусская сторона за последнее время, — это «зеленой улицы» на ведение переговоров от главных переговорщиков в ВТО — ЕС и США.

Позитивные позывные от ЕС и США, некие негласные обязательства перед главным торговым партнером — Россией или же, что тоже не исключено, уязвленное профессиональное самолюбие, а может быть все эти факторы вместе позволили, наконец, белорусским переговорщикам сделать осторожные прогнозы относительно сроков вступления Беларуси в ВТО. В частности, летом 2012 года замминистра иностранных дел Беларуси Александр Гурьянов предположил, что Беларусь планирует выйти на «конкретное решение» о вступлении в ВТО к концу 2013 г.

Правда, он сразу же поспешил подчеркнуть, эта оценка сделана лишь на уровне экспертов МИД. И она может оправдаться, если Беларуси не будут чинить препятствия и если белорусская сторона будет делать свою «домашнюю работу» эффективно и в сроки, которые будут согласовываться с рабочей группой по присоединению Беларуси к ВТО.

О том, готова ли национальная экономика выдержать экзамен на ВТО, замминистра ничего не сказал. В последнее время многие чиновники в этом случае апеллируют к Единому экономическому союзу. Базовые документы о создании ЕЭП базируются в основном на нормах ВТО. Беларусь эти соглашения действительно подписала. Другое дело, что по многим ключевым вопроса Минск попросил для себя переходного периода, кроме того, многие важнейшие соглашения в ЕЭП еще не заработали.

Так что даже осторожный оптимизм белорусского МИДа относительно возможных сроков вступления Беларуси в ВТО может обернуться большими разочарованиями.

ВТО не страшно: можно защищаться

После вступления России в ВТО и, возможно, скорого вступления в эту организацию Казахстана, у Беларуси не может быть другого торгового ориентира, кроме как интеграция в мировую торговлю.

И не только потому, что это позволит стране наконец-то получить свои выгоды от членства в этой организации. На вступлении Беларуси в ВТО будут, судя по всему, настаивать и партнеры по таможенной «тройке». Ведь аутсайдер несет потенциальные риски для всего Таможенного союза, которого политики нацеливают на трансформацию к 2015 году в Евразийский экономический союз.

Понятно, что вступление России в ВТО уже в скорой перспективе заметно обострит конкуренции в создаваемой «тройкой» Едином экономическом пространстве. Нетрудно предположить, что не связанные обязательствами перед ВТО белорусские чиновники постараются активно лоббировать в рамках ЕЭП решения по защите отечественного производителя.

А. Лукашенко, например, ранее уже заявлял, что Россия как страна, первая из «тройки» вступившая в ВТО, должна компенсировать Беларуси издержки. Правда, замминистра иностранных дел А. Гурьянов недавно уточнил, что речь идет не о компенсации финансовых потерь, а о компенсирующих мерах поддержки отраслей, проводимых в том числе в рамках согласованной промышленной, сельскохозяйственной политики «тройки». «У нас есть внутренние меры по поддержке отраслей, а также согласованные меры в ТС и ЕЭП», — сказал он.

Реагируя на сам факт вступления России, белорусское правительство заблаговременно защитило от конкуренции отечественные предприятия машиностроительного профиля. В Едином таможенном тарифе (ЕТТ) предусмотрено около 108 изъятий для Беларуси и Казахстана. Это означает, что по 108 позициям товаров в Беларуси и Казахстане будут действовать ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от единого таможенного тарифа ТС. Под временной тарифной защитой — то есть до вступления Беларуси в ВТО — находятся основные позиции белорусского автопрома: грузовые автомобили, транспортные средства специального назначения, автобусы, тракторы. Кроме того, Беларусь сохранила прежние ставки ввозных таможенных пошлин на легковые автомобили.

Пока же, как отмечает белорусский МИД, катастрофических последствий для Беларуси от вступления России в ВТО не произошло. «Мы через механизмы в рамках ТС и ЕЭП пытаемся ситуацию настроить в правильное русло, чтобы ущерб и последствия минимизировать», — подчеркнул А. Гурьянов.

Один из примеров такой защиты — компания «Мiлавiца». Евразийская экономическая комиссию (ЕЭК) поддержала предложения белорусской стороны по снижению ставок ввозных пошлин на сырье, импортируемое для производства корсетных изделий и нижнего белья, с 10-20% до 3-5%.

Сейчас ЕЭК рассматривает просьбу белорусской стороны увеличить импортную пошлину на молочные продукты в Таможенном союзе. Решение по повышению пошлины может появиться к январю 2013 г. Не исключено, что пошлина увеличится с 15% до 20% — то есть, до максимального уровня, определенного при присоединении России к ВТО, сообщил в начале декабря министр по торговле ЕЭК Андрей Слепнев.

Кроме того, недавно премьер-министр Беларуси Михаил Мясникович сообщил, что белорусская сторона работает над тем, чтобы вместе с российскими производителями сахара распределить рынки. Соответствует ли такое распределение рынков правилам ВТО, непонятно.

ЕС опасается «минималистского» подхода РФ к ВТО

Отметим, что Россия обязалась оказать Беларуси всестороннюю поддержку по скорейшему вступлению в ВТО — соответствующий меморандум стороны подписали еще 19 декабря 2011 г. Правда, пока неясно, выдержит ли сама Россия экзамен на ВТО.

Президент России Владимир Путин 20 декабря заявил, что Россия получила от вступления в ВТО больше плюсов, чем минусов. Самые главные плюсы носят, по его словам, системный характер. Это создало для России благоприятный инвестиционный климат, еще один плюс — неприменение к российским экспортерам мер нерыночного регулирования, подчеркнул президент РФ.

Между тем, Россия обеспечила себе хороший уровень таможенной защиты страны после вступления в ВТО. Сейчас он составляет 9,5%. Для сравнения: у Украины — 2,7%, у еврозоны — 2,8%. Россия также достигла с ВТО договоренности о значительном объеме поддержки сельского хозяйства. «Эти объемы даже превышают возможности нашего бюджета», — признал В. Путин. Россия также договорилась о квотировании импортных поставок говядины и мяса птицы.

В числе проблемных российских отраслей названы автомобилестроение, производство обуви, сельскохозяйственное машиностроение. «Но в рамках ВТО есть много инструментов, которые можно использовать в защите собственных интересов, и мы должны научиться это делать», — подчеркнул В. Путин.

Между тем, некоторые европейские чиновники уже сейчас всерьез опасаются, что подход России к членству в ВТО может оказаться «минималистским», если она будет искусственно ограждать свои компании от конкуренции.

Главная причина беспокойства ЕС — утилизационный сбор для автомобилей, который не платят российские производители. Однако, как отметил ранее директор департамента Минэкономразвития Максим Медведков, Россия не считает, что он дискриминирует иностранные компании и противоречит ВТО.

Евросоюз сомневается, что Россия добросовестно исполняет обязательства, которые взяла на себя при вступлении в ВТО, рассказал в декабре агентству Reuters европейский дипломат. Это касается и поддержки нефтяной отрасли. Новый порядок предоставления льгот по экспортной пошлине на нефть для разных месторождений может противоречить обязательствам России перед ВТО.

В протоколе о присоединении к ВТО зафиксировано, что динамика экспортных пошлин на нефть может быть нацелена только на их снижение. Россия брала на себя обязательство не повышать экспортные пошлины на нефть, так как их уровень влияет на цены сырья на мировом и внутреннем рынках. И если какие-то регуляторные меры могут привести к фактическому увеличению ставок, партнеры по ВТО вправе предъявить России претензии.

Пока по этому вопросу Россия и Евросоюз ведут консультации не в рамках ВТО, а на двустороннем уровне.


Справка

Вступить в ВТО Беларусь пытается с 1993 г. С 2005 г. перерыв в заседаниях многосторонней рабочей группы по вступлению Беларуси в ВТО растянулся на несколько лет.

В мае–июне 2009 г. белорусская сторона планировала провести в Женеве неформальное заседание многосторонней рабочей группы с участием ЕС и США по вступлению страны в ВТО, рассчитывая осенью того же года возобновить полномасштабную работу группы.

Однако объявленная в июне 2009 г. инициатива нового интеграционного объединения о вступлению в ВТО таможенной «тройкой» притормозила самостоятельный переговорный процесс Беларуси по вступлению в эту организацию.

Однако вскоре Россия и Казахстан вскоре продолжили свой путь в ВТО самостоятельно.

6 декабря 2011 г. в Брюсселе состоялась встреча постоянного представителя Беларуси при ЕС Андрея Евдоченко с заместителем генерального директора Еврокомиссии по торговле Питером Балашем. На встрече обсуждался вопрос предоставления Беларуси статуса страны с рыночной экономикой и вступления Беларуси в ВТО.

На этапе подготовки к вступлению в ВТО подготовлено 10 двусторонних протоколов между Беларусью и другими странами ВТО, в числе их — Армения, Китай, Молдова, Индия, Турция, Пакистан, Кыргызстан. Но, как отмечают эксперты ВТО, эти протоколы потребуют корректировки, так как они были подписаны до создания Таможенного союза.