Изменится ли процедура установления итогов выборов в зависимости от явки избирателей в случае перехода к пропорциональной или смешанной избирательной системе в Беларуси? При какой из систем — пропорциональной (смешанной) или мажоритарной — выше вероятность признания выборов несостоявшимися из-за низкой явки?

Сергей Альфер. Каждая избирательная система имеет свои особенности. Поэтому вполне очевидно, что изменение избирательной системы потребует и соответствующего изменения кворума избирателей как для объявления выборов состоявшимися, так и для определения поддержки субъектов выборов.

Мажоритарная система, применяемая в Республике Беларусь без существенной модернизации на протяжении десятков лет, требует для признания выборов состоявшимися прихода на избирательные участки более 50% от списочного состава избирателей в каждом избирательном округе. В свою очередь, для определения победителя также требуется получить не менее 50% голосов от пришедших на избирательные участки.

Данная система выборов малоэффективна. Мало того, что выигравший в первом туре кандидат не является «всенародноизбранным» (при 50-процентном приходе и такой же поддержке победителя поддерживает лишь 25% от списочного состава избирателей, иные же или голосуют за конкурентов или не участвуют в выборах вследствие своего абсентизма, и только при 70-75-% показателях победителя поддержит около 50% избирателей), так и результативность выборов при таких заградительных пунктах достаточно низка.

Для увеличения результативности таких выборов обычно во втором туре резко уменьшается явка избирателей для признания выборов состоявшимися и для определения победителей. По этому пути пошла и Республика Беларусь. Так, выборы во втором туре признаются состоявшимися при участии в голосовании более 25% избирателей, при этом победителем будет считаться получивший большее число голосов относительно своего конкурента. Впрочем в Беларуси второй тур был отмечен только в далеком 2004 году и то в двух округах из 110.

При пропорциональной системе выборов (выборах по партийным спискам) как правило, в подавляющем большинстве стран порог явки избирателей для признания выборов состоявшимися не устанавливается (к примеру, в нашем партнере по таможенному союзу — Казахстане). Если же избирательные законы некоторых стран предусматривают порог явки, то он, как правило, находится в пределах 20-25%. 50-процентный порог для признания выборов состоявшимися установлен в Венгрии, однако необходимо учесть, что венгерские выборы проходят по смешанной системе, и равный барьер был установлен как для мажоритарной, так и для пропорциональной части. Во втором туре явка избирателей установлена в 25%. Более того, для преодоления негативных моментов высокого порога явки избирателей венгерское избирательное законодательство содержит еще ряд дополнительных возможностей для выборов полноценного парламента. Венгерская система выборов уникальна, считается одной из самых сложных в мире и не может служить нам примером.

Что же касается определения партий-победителей, то при пропорциональной системе политические партии получают количество парламентских мест пропорционально поддержке избирателей. Поскольку при такой системе выборов в парламенте будут представлены много маленьких партий, что уменьшает возможность коалиционного строительства и степень устойчивости правительства, базирующегося на парламентском большинстве, в настоящее время практически все страны ввели заградительный пункт — в парламент проходят партии, получившие от 1 до 10% голосов избирателей, при этом большинство стран установило пункт в 4-5%.

Таким образом, замена действующей мажоритарной системы выборов на пропорциональную в Беларуси потребует если не полной отмены, то значительного уменьшения барьера для признания выборов состоявшимися — не более чем 25-20%. Социологические результаты последних лет показывают, что степень абсентеизма белорусских граждан пока еще не очень высокая, и все выборы будут проходить при более высокой явке избирателей. Заградительный пункт в целях развития партийной системы не должен быть высок и, по моему мнению, не может превышать 3-4%.

Отдельно хотелось бы сказать о возможности введения в Беларуси смешанной системы выборов. Являясь ее сторонником, прекрасно понимаю, что в Беларуси при сохранении положений действующей Конституции она не может быть введена. В Беларуси среди стран Европы самая низкая численность депутатов парламента относительно территории и населения страны — 110 депутатов (меньше только в Эстонии 101 депутат, Латвии — 100, Словении 90 и Люксембурге — 60 депутатов при значительно меньших территориях и численности населения). Деление такой численности на мажоритарную и пропорциональную составляющую практически нереально (получим округ в Минске по территории от половины до целого района и в Витебской области в 5-6 районов), а увеличить численность парламента без изменения Конституции путем референдума невозможно.

Отвечая на вопрос, при какой из систем — пропорциональной или мажоритарной — выше вероятность признания выборов несостоявшимися из-за низкой явки, необходимо сказать, что при любой системе могут быть проблемы с явкой избирателей при ее непропорционально высокой величине. Отметим, что в Беларуси и избирательные органы и законодатель учатся на чужих примерах. Следствием этого стало отмена пороговых значений при выборах депутатов местных Советов. Хотелось бы надеяться, что при неизбежном переходе в Беларуси от мажоритарной системы к пропорциональной зарубежный опыт будет адекватно оценен, и вопросы явки избирателей на участки во время проведения выборов или будут полностью сняты или, в худшем случае, существенно минимизированы.