? Миссия наблюдателей от ОБСЕ на парламентских выборах в Беларуси распространила предварительное заключение об итогах выборов. Является ли эта оценка более мягкой по сравнению с оценкой миссией ОБСЕ итогов парламентских выборов 2008 года? Наблюдаются ли попытки белорусской дипломатии и властей повлиять на оценку ОБСЕ в лучшую сторону?

Андрей Федоров. Сравнение нынешнего заключения с аналогичным документом четырехлетней давности показывает, что хотя сейчас наблюдатели из Парламентской ассамблеи (ПА) и Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ и констатировали наличие определенных положительных сдвигов, их оценка выборов в целом осталась практически неизменной, то есть негативной.

В общих чертах она может быть сведена к следующему: правовая база до сих пор не гарантирует проведение выборов в соответствии с международными стандартами и принципами ОБСЕ, а потому многие из них, в том числе право граждан на свободу собрания, свободу самовыражения, право быть кандидатом, не были соблюдены. Как следствие, в очередной было заявлено о необходимости дальнейшей реформы избирательного процесса.

При этом, исходя из сложившейся практики наблюдения ОБСЕ за всеми предыдущими электоральными кампаниями в нашей стране, можно со значительной долей уверенности предположить, что в окончательных отчетах и ПА, и БДИПЧ существенно иных принципиальных моментов не появится.

Вероятно, белорусское руководство было бы не против перестать, наконец, находиться в положении постоянно критикуемого. Но если не удастся, едва ли оно будет по этому поводу слишком уж сильно переживать. Накопленный опыт показывает, что никакими последствиями подобное положение не грозит, за исключением разве что некоторых моральных издержек. Вдобавок в подобном статусе в последнее время пребывает и ближайший союзник, что, понятное дело, приносит дополнительное облегчение.

Нельзя, впрочем, сказать, что попытки изменить ожидаемое заключение вообще не предпринимались. Например, на избирательном участке Александр Лукашенко заявил, что «если уж и на этот раз кто-то усомнится в выборе белорусского народа, то тогда я не знаю, как уже выборы проводить, по каким стандартам и по каким законам». Можно вспомнить еще несколько высказываний других официальных лиц в таком же роде, однако, как представляется, эти усилия трудно назвать очень уж энергичными.

Откровенно говоря, складывается впечатление, что как белорусские власти, так и ОБСЕ прекрасно понимают, что здесь уже давно идет одна и та же игра с предопределенным результатом, в которой у каждого своя роль. Правда, между действующими лицами имеется серьезное различие: если первое может, но не хочет радикально изменить сценарий, то второе находится в прямо противоположной ситуации.