Посол Беларуси в Польше Павел Латушка, вернувшись в Варшаву после относительно продолжительного и демонстративного отсутствия, связанного с очередным обострением в белорусско-польских государственных отношениях (прежде всего с делом Союза поляков Беларуси), удивил польский МИД большим пакетом разнообразных предложений, направленных на несомненное улучшение ситуации. Среди прочего предлагается открыть новые пограничные переходы Томашувка — Влодава и Липчаны — Софиево, снизить стоимость виз, наладить культурное сотрудничество. Началом последнего мог бы стать День польской культуры на очередном «Славянском базаре» в Витебске», а затем и гастроли в Минске знаменитого танцевального ансамбля «Мазовше» и показ великолепной постановки оперы нашего земляка Станислава Монюшки «Страшный двор», осуществленной Варшавской оперой…
По словам руководителя департамента информации польского МИДа Павла Добровольского, белорусская сторона работала над этим пакетом не менее трех недель и столько же потребуется полякам для ответа. Каков он может быть? Над этим размышляют и белорусские и польские аналитики. Павел Шеремет называет белорусские предложения «ловушкой для поляков». Он так и пишет: «Цель белорусского плана очевидна: утопить новые польские власти в болоте бесконечных и непринципиальных переговоров и нейтрализовать антилукашенковский пыл». Иронизируя по поводу уверенности «официального Минска» в том, «что поляков всегда можно легко приструнить и приручить, шантажируя положением польского меньшинства в стране», Шеремет припоминает белорусским властям: «Не надо было издеваться над поляками, бросать в тюрьмы польских журналистов и дипломатов. Надо было вести себя с ними так же осторожно, как с украинцами». Руководитель сайта «Белорусский партизан» уверен, что «и сам план, и его тайный смысл, скорее всего, должны вызвать у польской элиты снисходительную улыбку». «Время иллюзий по поводу Лукашенко и возможности через сотрудничество с ним защищать и продвигать на Восток польские интересы, — пишет он, — надеюсь, прошло». И, наконец, последний и, видимо, самый весомый аргумент Шеремета заключается в том, что «поляки же не идиоты!»
Послушаем теперь польскую сторону. «Газета Выборча» под заголовком «О чем можно разговаривать с Беларусью» поместила комментарии двух своих обозревателей. Яцек Павлицкий, отмечая, что белорусский план изложен знакомым со времен Народной Польши бюрократическим новоязом, утверждающим, что «диалог между Беларусью и Польшей на соответствующем уровне содействовал бы конструктивному разрешению проблемных вопросов», пишет, тем не менее, что он содержит «множество интересных предложений». Он приводит высказывание того же Павла Добровольского, считающего, что санкции Евросоюза по отношению к Беларуси делают свое дело. И хотя польская оценка режима Лукашенко остается по-прежнему весьма суровой, саму смену тона обращения белорусской стороны к Польше можно считать «обещающей».
Естественно, поляки еще будут консультироваться и согласовывать свой ответ с руководством Евросоюза. Тем не менее, подчеркнул Добровольский, в нем будет доминировать прежде всего «добрая воля». Польский МИД видит в привезенном Латушкой плане стремление белорусских властей «выйти из изоляции» и понимает, что в этом случае самый натуральный путь — это обращение к «соседу, и позитивные и негативные контакты с которым имеют достаточно оживленный характер».
Другой обозреватель «Газеты Выборчей» Вацлав Радзивинович, подчеркивая, что «с соседями всегда стоит разговаривать о вещах, связанных с конкретным сотрудничеством», призывает «не забывать, что, делая подобные предложения Польше, Лукашенко сыплет нам песок в глаза». Польский аналитик видит, что белорусский режим «ищет форточку, через которую смог бы выйти из международной изоляции», желая одновременно, чтобы «мы закрыли глаза на расправу с законно избранными руководителями Союза поляков Беларуси», «забыли о недавних президентских выборах в Беларуси, прошедших с нарушением элементарных демократических свобод и приведших Лукашенко к власти на третий срок». Тем не менее, В. Радзивинович считает, что можно согласиться на диалог с Минском хотя бы ради того, чтобы благодаря бесплатным визам больше белорусов приезжало в Польшу: «Чем больше их к нам приедет, тем больше убедятся в том, что их государственное телевидение лжет, называя Польшу „государством-проституткой“, в котором царят нищета и беспорядки». Вместе с тем польский аналитик настаивает на том, что для Варшавы руководителями Союза поляков Беларуси по-прежнему являются люди из окружения Анжелики Борис, а не те, что выдвинуты белорусской властью. Он подчеркивает, что Польша должна добиваться возвращения первых на свои законные места и одновременно поддерживать подвергающуюся антизаконным карам и гонениям белорусскую оппозицию.
Не будем гадать, каков будет ответ официальной Варшавы на последние предложения белорусской власти. Есть смысл посмотреть, в какой внутрипольской политической ситуации он оформляется. В стране очевиден очередной политический кризис. Обретший отчетливые популистско-спекулятивные черты и тяготеющий к авторитарной политике и национал-католическому ханжеству властный лагерь братьев Качиньских все более сближается с рвущимся к реальной власти лидером «Самозащиты» вице-маршалом Сейма, социал-демагогом и политическим спекулянтом Анджеем Леппером. Происходит то, что бывший польский премьер и председатель Союза левой демократии Лешек Миллер весьма удачно назвал на страницах еженедельника «Впрост» «лепперизацией Качиньских». Идет торговля пропрезидентского движения «Закон и справедливость» (PiS), возглавляемого братом Леха Качиньского Ярославом, с той же «Самозащитой» в деле создания коалиционного большинства в сейме. Дикость этой ситуации заключается в том, что относительно недавно движение Качиньских бурно возмущалось «циничной и беспринципной игрой в парламенте», в результате которой левые в коалиции с другими группировками содействовали избранию Леппера на должность вице-маршала сейма. И вот теперь польский фюрер, пытающийся играть роль социал-либерала, претендует на реальную и весьма высокую власть — на кресло вице-премьера.
Давно находящиеся за границами реальной власти польские демократы в ужасе. Раздаются голоса, что, мол, Леппер не может занять столь высокую должность, потому что имел судимость, да и сейчас за ним тянется шлейф судебных процессов. Что лицо, занимающее столь высокий пост в правительстве, имеет доступ к государственным тайнам, а по закону личность, имевшая судимость, не может быть допущена к этим тайнам. Но есть и другие голоса, в том числе из государственных органов, призванных стоять на страже закона, они утверждают, что суды и приговоры в общем не помеха и что Леппер вполне может занять пост вице-премьера.
Как бы там ни было, и как бы ни разрешилась эта торговля в польских верхах, нам не следует забывать, что Леппер является одним из самых желанных польских гостей в Беларуси, что он заседал в президиумах самых разных собраний рядом с Лукашенко и законно претендует на звание его личного друга. Лепперовское лобби вполне в состоянии оказать влияние на формирование польской политики по отношению к правящему режиму в Беларуси. Поляки, конечно, «не идиоты», но именно об этих реалиях сегодняшней Польши стоит помнить прежде всего, рассуждая о судьбе плана, привезенного в Варшаву Павлом Латушкой. К тому же мы ничего не знаем о каналах возможной подпитки лепперовцев и близких к ним сил с белорусской стороны.