В РеспубликеБеларусь с конца 90-х годов реализуется гендерная политика, цель которой состоит в формирование такого общества, в котором и мужчины и женщины имеют одинаковые (равные) права, возможности и обязанности. Это касается всех сфер жизнедеятельности человека, в то числе трудовой и семейной. В современном обществе все еще существующие стереотипы в отношении роли женщиныкак в первую очередь матери, нивелирование значение роли отца в вопросах ухода и воспитания ребенка, вступают в конфликт с правом женщины на профессиональную самореализацию, равноправное распределение обязанностей в семейно-бытовой сфере. В вопросе с декретным отпуском данный конфликт становится наиболее очевидным.

Согласно Трудовому кодексу отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет может предоставляться не только женщине, но и работающему отцу или другим родственникам ребенка, фактически осуществляющим уход за ребенком, с выплатой ежемесячного государственного пособия[1].Однако в Беларуси мужчина в декретном отпуске это чаще миф, чем реальность. Так, в нашей стране лишь в 1% семей, где рождаются дети, в декретный отпуск идут отцы [2].И связано это с рядом факторов.

Во-первых, существующие установки и стереотипы в отношении ролей женщины и мужчины в обществе, которые транслируются в процессе социализации в семье, школе, СМИ и т. п., поддерживают строго определенный для того или иного пола тип поведения. Маскулинность традиционно связывается с публичной сферой — участием в жизни общества, фемининность с приватной сферой — семьей, домом, воспитанием детей. Мужчина воспринимается, прежде всего, как работник и гражданин, а женщина — как жена и мать.Все это приводит к жесткому разделению между приватной/ женской и публичной/ мужской сферами. Подобная ситуация возлагает всю ответственность за работу по дому, уход и воспитание ребенка на женщину.

По данным эмпирического исследования бюджета времени молодой семьи в России было отмечено, что на домашний труд и уход за детьми в выходной день в среднем женщины затрачивают 10-11 часов, в то время как мужчины только 4-6 часов [3]. Подобные асимметрии, связанные с установками и представлениями, создают барьеры для равноправного перераспределения домашнего труда, вопросов, касающихся ухода за ребенком.

Во-вторых, недостаточная материальная поддержка родительстване оставляет часто родителям пространства для выбора. Это значит, что уход в декретный отпуск связан с большими экономическими затратами, которые не соотносимы с размером ежемесячного пособия.

С 1 августа по 31 октября 2012 года размер пособия по уходу за ребенком до трех лет составит 843 870 рублей или 22,5% от средней зарплаты по Беларуси за июнь. Это составляет 102,2 USD по курсу Нацбанка[4].

При этом в семье чаще всего зарплата мужчины значительно превосходит зарплату женщины, соответственно выбор становится очевидным. Существующая гендерная сегрегация на рынке труда, когда женщины чаще работают в малооплачиваемых непроизводительных отраслях, логично сочетается с тем, почему в декретный отпуск идет именно женщина.

По данным за 2010 год женщины доминировали в таких отраслях, как образование, здравоохранение и бытовое обслуживание. В этих сферах среднемесячная зарплата составляет по отношению к среднереспубликанскому уровню соответственно 73,2%, 83,1% и 56,7%. И, наоборот, во многих сферах, в которых доминируют мужчины, зарплаты намного выше. В качестве примера можно назвать промышленность (108,2% от средней зарплаты по стране), строительство (130,9%) и транспорт (108,6%) [5]. Такое положение женщины соответственно сказывается и на размере зарплат. Так, по данным Министерства статистики в декабре 2009 года женская зарплата составляла 74,6% по отношению к мужской [6].

Обозначенные факторы взаимообуславливают друг друга. Существующие установки в отношении женской роли, изначально создают для женщин барьеры в продвижении на рынке труда, а также ориентируют многих на те виды работ, которые позволят лучше сочетать роли матери и работницы.

Более того, длительный период декретного отпуска (3 года), когда его берут только матери, в свою очередь поддерживает гендерную сегрегацию на рынке труда и в заработной плате. Нахождение в течение трех лет в отпуске помещает женщину в экономическую зависимость от мужа, а также связано с процессом потери трудовой квалификации. Но в то же время матерям нужно некоторое время, чтобы отдохнуть после рождения ребёнка, и, если они кормят грудью, быть рядом с ребёнком днём и ночью, по крайней мере, в начале. Соответственно разделение декретного отпуска между родителями, привлечение отцов, к тому чтобы брать на себя часть отпуска, может способствовать снижению фактов дискриминации на рынке труда.

Например, в законодательстве ряда европейских стран принимаются дополнительные меры для поощрения отцов к использованию декретного отпуска.

Согласно исландскому законодательству, мужчинаможет получить отпуск на три месяца наравне с женщиной. В течение этого времени ему выплачивается пособие в размере 80% от его среднего заработка за последние 12 месяцев. Кроме того, предусмотрен еще один общий отпуск, также рассчитанный на три месяца. Здесь супруги сами решают, кто будет сидеть с ребенком, а кто пойдет работать. Отпуск можно брать по частям, но им необходимо воспользоваться, пока ребенку не исполнится полтора года. По статистике около 90% мужчин брали отпуск по уходу за ребенком [7].

В Швеции отпуск по уходу за новорожденным — 16 месяцев, с выплатой пособия в размере 80% от заработка. Если родители хотят использовать его полностью, каждый из них должен взять хотя бы два месяца. Благодаря этому доля отцов, которые берут отпуск по уходу за ребенком, составляет 68% [8].

Подобная политика знаменует собой переход от декретного отпуска для матери к «родительскому отпуску», что тем самым способствует равноправному распределению обязанностей по уходу и воспитанию детей между партнерами.

При этом важно отметить, что привлечение мужчин к использованию декретного отпуска это не только вопрос экономический, но и вопрос разрушения стереотипного представления о большей включенности женщины в частную сферу, а мужчин — в публичную, их отстраненности от домашних дел, детей.

В рамках проекта «Современные мужчины в расширенное Европе: развитие инновационных стратегий достижения гендерного равенства» («ModernMeninEnlargedEurope: DevelopingInnovativeGenderEqualityStrategies») в течение 2001–2005 гг. исследователи собирали истории мужчин из разных стран (Дания, Исландия, Литва, Мальта), которые использовали свое право на декретный отпуск.В рамках исследования было установлено, что окружающие люди часто негативно воспринимают нахождение мужчины в декретном отпуске. В то же время сами мужчины оценили время нахождения в отпуске по уходу за ребенком как ценный и важный опыт в жизни, которые позитивно повлиял на отношения в семье[9]:

«Следить за развитием моего сына во время моего отпуска по уходу за ребенком было экстраординарным. Если вы можете себе представить, как он лежит. Вдруг он поднимает руку и дотрагивается до меня. В то же время он наблюдает за своей рукой, и я вижу, как он внимательно следит за своими движениями. В этот момент становится ясно для меня, что происходит серьезный процесс изучения. Это интересно. В первый раз, он начинает постигать движения руки и чувство прикосновения. Он изучает мир, и это невероятно быть частью этого процесса!» (Manu Sareen, 38 лет, Дания).

«Для нас это была хорошая идея, чтобы взять отпуск вместе, потому что тогда мы могли бы сменять другдруга… Когда вы находитесь в отпуске, это не круто все время, но в целом это действительно фантастично. Я чувствовал, что это огромная привилегия, и я был вотпуске по уходу за ребенком почти год» (JakobAlsbirk, 28 лет, Дания).

«Моя жена и я явно стали ближе благодаря этому опыту. Это оказало положительное воздействие на наши отношения. Моя дочь любит быть со мной. Я не думаю, что она различает между её матерью и мной, когда мы приходим ее забрать, если она плачет. Я не думаю, что она отдает предпочтение кому-то одному из нас» (GudniIndridason, 40 лет, Исландия).

«Отношение отца к отпуску по уходу за ребенком зависит от потребностей жены или спутницы жизни. Если он будет осознавать, насколько она занята, как она себя чувствует и как устала она, после этого, все становится естественным. Не достаточно, просто хотеть провести время с ребенком. Нужно это планировать и координировать с матерью и учитывать, занята ли он или устала, и есть ли у нее возможность заботиться о ребенке. С другой стороны, иногда финансовая ситуация определяет все и не оставляет отцу никакого выбора» (EdvinasDubinskas, 29 лет, Литва).

Итак, для Беларуси мужчина в отпуске по уходу за ребенком это еще миф, но миф, который вполне может статью реальностью и практикой многих отцов. Об этом красноречиво свидетельствует опыт ряда европейских стран. Однако нивелирование жестких гендерных стереотипов и включение мужчин в приватное сферу, в процессы заботы и ухода за ребенком, возможно при соответствующей социальной политике, которая должна быть связана с адекватной материальной поддержкой, системой социального обслуживания, например, достаточного количества детских садов и других центров, которые могут оказать значимую помощь родителям в уходе за ребенком.


Примечания:

[1] Статья 185, С. 105-106; Статья 271, С. 155-156. Трудовой кодекс Республики Беларусь. Кодекс от 26.07.1999 г. № 296-3. По состоянию на 17.01.2011 г. Мн.: Амалфея, 2011. С. 105-106.

[2] Спасюк, Е. Папа в декретном отпуске. В Беларуси это пока не модно. 24.01.2012.http://naviny.by/rubrics/society/2012/01/24/ic_articles_116_176598/

[3] Якина Л. А. Бюджет времени молодой семьи. http://sisp.nkras.ru/e-en/issues/2010/04/47.pdf

[4]http://mojazarplata.by/main/rss-yandex-by/v-belarusi-posobie-po-uhodu-za-rebenkom-do-treh-let-sostavilo-22-5-ot-sredne-zarplaty

http://mojazarplata.by/main/ona-i-rabota/detskie-posobija/kakov-razmer-i-porjadok-vyplat-detskih-posobi-v-belarusi#anchor-1

[5] Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2011. Мн.: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2011. С. 153

[6] Женщины и мужчины Республики Беларусь. Статистический сборник. Мн.: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2010. С. 164.

[7] Штылева М. В. Реализация политики гендерного равенства в странах Северной Европы // Женщина в российском обществе. № 1(62), 2012. С. 67-80.

[8] Там же.

[9] MEN DO IT! Stories of Fathers on Parental Leave.http://lygybe.lt/ci.admin/Editor/assets/Leidiniai/Men%20Do%20It-%20Stories%20of%20Fathers%20on%20Parental%20Leave.pdf