По мнению первого вице-президента НОК РБ И. Заичкова, белорусские атлеты выступили на прошедших Олимпийских играхнеудовлетворительно, а в некоторых видах спорта — провально. Как следует оценить роль белорусских спортивных чиновников в этом результате? Какая ответственность предусмотрена для чиновников НОК и Минспорта и туризма в связи с невыполнением прогнозных показателей по завоеванию спортсменами олимпийских наград?

Борис Тасман.По поводу заявления вице-президента НОК.Право Заичкова оценивать, выступление белорусских олимпийцев удовлетворительно или нет. Каждый имеет подобное право, поэтому тут нечего оспаривать. Другое дело, что постоянно называется набившая оскомину цифра 25, как некий предел, к которому надо стремиться.

На мой взгляд, ее систематическое тиражирование этой цифры вредно: оно многократно усиливает психологическое давление, которое по цепочке передается от государственных деятелей — функционерам, от них — тренерам, от наставников — спортсменам. Необходимость победить во что бы то ни стало так закрепощает атлетов, что они не в состоянии продемонстрировать истинные возможности. Можно говорить о 25 медалях, скорее, как о мечте. Пока она для нас несбыточна, мы ведь еще и 20-ти наград ни разу не добивались. Десятый этаж не строят раньше пятого.

Для среднеевропейской страны с нашим экономическим уровнем развития и добытые в Лондоне 12 медалей вполне достаточны. Ниже Беларуси в таблице медального зачета расположились команды гораздо более масштабных государств — Польши, Румынии, Турции, Канады, Мексики, Аргентины, Индии, а также сопоставимых с нами по размерам Швеции, Бельгии, Болгарии, Греции, Португалии. Разве это может не удовлетворять?

Другое дело: лондонские итоги — худшие в истории суверенной Беларуси. В Пекине-2008 у нас было 19 медалей, в Сиднее-2000 — 17, в Атланте-96 и Афинах-2004 — по 15. Отступление — налицо. Еще сильнее оно выражено в очковых показателях. Никогда прежде белорусы не набирали меньше 200 очков, а в британской столице сподобились всего на 157,5. Это на 48 баллов меньше, чем в Пекине.

По моему мнению, самый громкий провал — у легкоатлетов, впервые не завоевавших ни единой награды, ни одного места в шестерках лучших! (Это с учетом нелогичной истории с дисквалификацией Надежды Остапчук). Также первый раз остались без медалей борцы и гребцы-академики. Неприятный факт: нарушены сформированные годами добрые традиции. Но провалом это не назовешь — все-таки в борьбе у нас пять пятых мест. У «академиков» хуже: в финале лишь 40-летняя Екатерина Карстен. Однако под огонь критики странным образом попали лишь те, кто всегда был на виду. А представители десяти видов спорта, не давших не только медалей, но и очков, в очередной раз остались неприкасаемыми.

О роли спортивных чиновников. — Винить в незавоеванных медалях и очках спортсменов — то же, что предъявлять претензии к тухлому яйцу. Подавляющее большинство олимпийцев — нормальные профи, старательно выполняющие свою работу. Логичнее предъявлять претензии к тем, кто «заказывает музыку и платит за нее». Это они создали в легкоатлетической сборной обстановку, в которой спорт был отодвинут на дальний план, а бал правили дельцы от легкой атлетики.

В команде по современному пятиборью скандалы, связанные с нарушением спортивного принципа отбора, вспыхивали перманентно. В итоге, талантливый Александр Лесун оказался в сборной России и стал ее лидером. В сборной по вольной борьбе Сослана Гатциева, завоевавшего место в команде, пытались выдавить из сборной, не давали ему готовиться с командой, о чем сам атлет заявил по окончании схваток в Лондоне. Это только вопиющие случаи, ставшие достоянием гласности.

Меркантилизм и коррупция проели белорусский спорт. Стратегическое направление — подготовка резерва — упущено. Теперь мы пожинаем плоды деградации. И просвета пока не видно.

Об ответственности чиновников НОК и Минспорта.— Ничего об этом не знаю. Предположу, что «назначат» нескольких «стрелочников», тогда как в коренной реконструкции нуждается вся спортивная система страны.