Временный поверенный в делах США в Беларуси Майкл Скэнлан сообщил, что белорусскому правительству направлено предложение о взаимном снижении стоимости виз. Какова наиболее вероятная реакция официального Минска на эту инициативу? При каком условии белорусские власти будут заинтересованы в повышении уровня диппредставительства в отношениях с Соединенными Штатами?
Андрей Федоров. Действительно, на сегодняшний день стоимость виз, можно сказать, «зашкаливает»: американская виза для белорусов стоит 160 долларов, белорусская для американцев — 140. Для сравнения: жителям Китая та же услуга обходится в 30 долларов, а Ирана — и вовсе в 15. При этом, подобно Беларуси, обе эти страны в друзьях Америки, как известно, не числятся.
Правда, несмотря на все противоречия, до изгнания послов и многократного сокращения штата посольств там дело все-таки не дошло. Напомним, что уже более четырех лет, с мая 2008 года, дипломатическая миссия США в Минске и аналогичные белорусские службы в Вашингтоне и Нью-Йорке функционируют в составах, сведенных к минимуму. В частности, право постоянно работать в американском посольстве имеют только пять дипломатов, включая самого Временного поверенного. Помимо прочего, это привело к невозможности полноценного оказания консульских услуг, что создает большие неудобства гражданам Беларуси: для того, чтобы получить визу, им приходится ехать в Киев, Москву, Варшаву или Вильнюс.
В течение последних полутора лет никаких позитивных сдвигов в белорусско-американских отношениях не наблюдалось, все изменения были только к худшему. Так, буквально на днях Министерство финансов США опубликовало пресс-релиз, в котором «Кредэксбанк» был назван финансовым институтом, «вызывающим серьезную озабоченность отмыванием денег». Пока до каких-либо ограничений дело не дошло, однако сам факт представляется достаточно показательным.
В таких условиях сделанное предложение стало, прямо скажем, несколько неожиданным, причем, похоже, и для официального Минска. По крайней мере, пресс-секретарь белорусского внешнеполитического ведомства даже не знал, поступило ли это оно в консульскую службу.
Разумеется, подобное намерение можно только приветствовать, хотя нет уверенности в том, что даже в случае положительного исхода число белорусских граждан, которые смогут этим воспользоваться, существенно вырастет. Все-таки поездка в Америку требует и других весьма значительных средств, которых у большей части нашего населения нет.
Но, к сожалению, на благоприятный результат тоже рассчитывать трудно. Крайне сомнительно, что белорусское руководство заинтересовано в том, чтобы нашим людям было проще посещать западные страны, где сравнение с увиденным может оказаться не в пользу родной действительности. Об этом свидетельствует, например, его неторопливость в облегчении визового режима с Евросоюзом.
Что касается второго вопроса, то формально условием возвращения нормального уровня диппредставительства выставлена отмена введенных Соединенными Штатами санкций, в первую очередь, против «Белнефтехима». Вряд ли стоит доказывать, что это может произойти лишь после проведения в нашей стране демократических преобразований. Пока никаких предпосылок к этому, увы, не наблюдается.