Сейм Литвы одобрил кандидатуру Линаса Линкявичуса на постнового посла в Беларуси, и 24 июля он должен приступить к исполнению обязанностей. С чем может быть связана замена посла? Следует ли ожидать изменения политики официального Вильнюса в отношении Минска?

Андрей Федоров. Нынешний посол Литовской Республики в нашей стране Эдминас Багдонас занял этот пост в начале 2007 года, то есть находился здесь более пяти лет, при том, что стандартный срок пребывания во главе дипломатического представительства составляет три года. Таким образом, с формальной точки зрения замена является вполне естественной.

Точно так же нет оснований связывать данное событие с какими-либо аспектами отношений между странами. За этот период, несмотря на имевший место кризис, взаимный товарооборот вырос с 741,8 до 1288 миллионов долларов, или на 44%. В 2008 году был успешно завершен процесс демаркации государственной границы. В сентябре прошлого года литовская сторона отказалась от взимания платы за национальные визы для белорусских граждан. Наконец, состоялись визиты глав государств.

Конечно, уровень сотрудничества трудно назвать идеальным. Существует ряд нерешенных проблем, например, до сих пор так и вступило в действие подписанное в 2010 году соглашение об отмене визового режима для граждан приграничных территорий. Однако на фоне общего положения дел на западном направлении белорусской внешней политики, которое в настоящий момент можно охарактеризовать как состояние «вооруженного нейтралитета», взаимодействие с Литвой все же выглядит менее конфронтационным.

О важности, придаваемой официальным Вильнюсом миссии в Беларуси, свидетельствует тот факт, что, в отличие от своего предшественника, карьерного дипломата, Линас Линкявичус является видной политической фигурой. Он был депутатом Сейма и возглавлял литовскую делегацию в Парламентской Ассамблее НАТО, дважды — в 1993-1996 и 2000–2004 гг. — занимал должность министра обороны, а с 2005 года был постоянным представителем Литвы в НАТО и Североатлантическом совете.

Тем не менее, даже с учетом этого немаловажного обстоятельства принципиальных изменений в позиции Литвы относительно нашей страны ожидать не приходится. В силу членства в Европейском союзе и Североатлантическом альянсе ее поведение наверняка будет согласованным с их общей политикой. Кроме того, хотя роль посольства в целом и его главы в определении отношения своего государства к стране пребывания велика, окончательный выбор образа действий все же не за ними.

Поэтому следует ожидать, что новый посол в первую очередь сосредоточится на дальнейшем развитии двустороннего сотрудничества.