Важнейшими проблемами общественного здоровья в Беларуси являются преобладание смертности над рождаемостью, высокая смертность работоспособного населения, прогрессирующая алкоголизация вкупе с легкомысленным отношением граждан к своему здоровью. Большая доля ответственности за решение этих проблем, ещё со времён СССР, возложена на систему здравоохранения. Соответственно поставленным задачам, белорусская медицина сохраняет многие черты советской — по-прежнему декларируется её бесплатность и доступность для граждан, независимо от места проживания и уровня доходов. Вместе с тем, существующие в отрасли проблемы (недофинансирование, особенности распределения ресурсов, не всегда эффективный менеджмент, дефицит кадров и пр.) ставят под угрозу дальнейшее устойчивое функционирование здравоохранения, а, значит, и состояние здоровья населения Беларуси.
По мнению Всемирной Организации Здравоохранения, общественное здоровье является ресурсом национальной безопасности. У нас этот ресурс принято оценивать через призму демографических показателей, а также величины заболеваемости и инвалидности.
По данным статистического сборника «Здоровье населения Беларуси» в начале 2011 года население страны состояло из 9481,2 тысяч человек, 75,1% которых жили в городах, а 24,9% — в сельской местности. По численности населения страна занимает87 место в мире и 17-е среди стран Европы. По данным переписи населения 2009 года численность жителей в трудоспособном возрасте составила 62%, а старше трудоспособного — 22,2%. Последние цифры позволяют причислить Беларусь к странам со «старым» населением по классификации ООН (более 14% жителей старше 60 лет).
С 1994 года страна переживает процессы депопуляции — население уменьшается в среднем на 0,363% в год. За период с 2001 по 2011 год в абсолютном выражении потери населениясоставили475,5 тыс. человек (больше, чем проживает в Гомеле — втором по величине в городе страны).
Рождаемость в стране находится на уровне 11,5 на 1000 человек, что сравнимо с аналогичным показателем в странах Западной Европы. Показатель рождаемости рос в период с 2004 по 2009 годы, в последние годы этот рост прекратился, и специалисты прогнозируют его дальнейшее снижение в связи со вступлением в детородный возраст малочисленного поколения, родившегося в 1990-х годах. На одну женщину детородного возраста в 2010 году приходилось1,494 ребёнка, что обеспечивает замещение поколения родителей детьми только на 69% (для простого воспроизводства необходимо минимум 2,15). Учёные-демографы утверждают, что если этот показатель упал ниже 1,5, то перспектив подъёма рождаемости для конкретной страны уже нет. Тем не менее, второй Национальной программой демографической безопасности предусмотрен его рост до 1,6-1,7 в 2015 году. Однако, учитывая теперешние экономические реалии, ожидать всплеска рождаемости в ближайшие 3 года вряд ли стоит, несмотря на все декларируемые меры господдержки семьи.
Благоприятной социальной тенденцией является снижение количества абортов: с 2000 года — почти в четыре, а с 1990-го — почти в восемь раз. Тем не менее, на троих рождённых детей у нас приходится один не рождённый.
Смертность составляет14,4 на 1000 населения, что выше, чем в странах-соседях, за исключением Украины.Данный показатель достаточно стабилен в течение последних 5 лет, равно как и структура причин смерти населения (в лидерах — болезни кровообращения, злокачественные новообразования, а также внешние причины — самоубийства, травмы, отравления, ДТП и пр.). Предметом особой тревоги является высокая смертность работоспособного населения (около 25% от всех умерших и 30% среди мужчин).С конца 80-х годов данный показатель вырос более чем на 30%. Причём граждане указанной группы умирают одинаково часто как от болезней сердца, так и от внешних причин.
По-прежнему Беларусь относится к странам с высоким уровнем суицидов — 26,1 на 100 тыс. населения в 2010 году (высокий уровень — более 20), хотя и наблюдается тенденция снижения их количества.
Младенческая смертность в Беларуси находится на низком уровне — 4 на 1000 рождений (почти в 2 раза меньше, чем в России, сравнима с уровнем «старых» членов ЕС и на 0,3% меньше, чем в Швейцарии). Данный показатель не только лучший среди стран СНГ, но и демонстрирует наибольшую динамику снижения. Подобные успехи руководством здравоохранения преподносятся как плоды масштабной реконструкции и переоснащения родильных стационаров, что позволило качественнее оказывать помощь роженицам и новорождённым.
По оценкам учёных, демографические перспективы Беларуси весьма печальны.Соотношение рождаемости и смертности, вкупе с серьёзно нарушенной возрастной структурой населения, свидетельствуют о том, что процесс депопуляции не удастся остановить в ближайшие 20 лет, а может быть и никогда.
Ожидаемая продолжительность жизни в стране составляет70,4 года (64,6 лет для мужчин и 76,5 лет для женщин). Интересно, что за всё время существования независимой Беларуси этот показатель так пока не достиг уровня позднесоветского периода (71 год в 1990 году). Разница между мужчинами и женщинами составляет почти 12 лет, что намного больше естественного значения этого показателя (по критериям ООН это 5 лет). При этом продолжительность жизни в социально ориентированной Беларуси только на 1-2 года больше, чем в Украине и России с их «дикими бесчеловечными капитализмами». Это интересный факт хотя бы потому, что именно этот показатель по нормативам ВОЗ «ответственен» за 50% оценки функционирования системы здравоохранения, которая, как мы думаем, у нас значительно лучше, чем в любой бывшей республике СССР.
Общая заболеваемость в 2010 году в Беларуси составила87445 случаев заболевания на 100 тысяч населения. Структура заболеваемости в последние 10 лет демонстрирует снижение количества инфекционных заболеваний и увеличение числа неинфекционных практически по всем группам. Так, количество случаев болезней системы кровообращения выросло на 35%, заболеваний органов дыхания — на 16%, злокачественных новообразований — на 38%, психических расстройств — на 34%, травм — на 10%.
Среди актуальных инфекций, безусловно, стоит отметить ВИЧ (рост заболеваемости в 2 раза по сравнению с 2000-м годом), а также туберкулёз.Если в целом в мире эпидемия ВИЧ/СПИД приостановлена, то в Беларуси рост распространения ВИЧ-инфекции находится на уровне 14% в год, что является одним из наибольших показателей в Восточной Европе.Несмотря на то, что профильные международные организации высоко оценивают усилия нашей страны по борьбе с этой инфекцией, остановить распространение эпидемии до 2015 года, как это планировалось, вряд ли удастся.
Заболеваемость туберкулёзной инфекцией снижается с 2005 года, однако озабоченность вызывает рост количества лекарственно устойчивых форм этой инфекции, особенно среди лиц, находящихся в пенитециарной системе. Отечественные научные работы демонстрируют, что у этой категории пациентов полирезистентные штаммы туберкулёза встречаются в 35-50%, что в 7-10 раз больше, чем рекомендованный ВОЗ уровень. Учитывая то, что по количеству заключённых на 100 тыс. населения наша страна занимает 3-е место в мире, то подобная ситуация может быть опасна для всего населения Беларуси и региона.
Актуальной медико-социальной проблемой в Беларуси является потребление алкоголя, по уровню которого страна занимает 11 место в мире. Учитывая то, что за прошедший год продажи спиртных напитков в Беларуси выросли в 2,1 раза, мы имеем шансы и дальше расти в этом сомнительном рейтинге. Между тем, рост потребления на 1 литр в год сопровождается ростом общей смертности на 2,6%. Кроме этого, общеизвестна связь алкоголя и болезней сердца. Как дипломатично высказался первый замминистра здравоохранения Дмитрий Пиневич, «пока в Беларуси будут выпивать 14 литров чистого алкоголя в год в пересчёте на одного жителя, трудно будет снизить заболеваемость и смертность от болезней системы кровообращения».
По уровню распространённости табакокурения Беларусь также занимает одно из первых мест в Европе, и доля курящих в структуре населения постоянно увеличивается, особенно среди женщин (в 3 раза за последние 10 лет).
В то же время уровень вовлечённости населения в занятия физкультурой и спортом остаётся низким — данные национального опроса 2009 года показали, что 25% респондентов не занимается физкультурой (рост на 11% с 2004 года), а половина делает это «от случая к случаю».
Штатным «ответчиком» на многочисленные вызовы в сфере общественного здоровья в Беларуси является система здравоохранения. Заботливо сохраняя патерналистскую модель отношения с гражданином, государство культивирует ситуацию советского периода, когда за здоровье человека отвечает не он сам, а медперсонал поликлиник и больниц. Только в Беларуси возможна ситуация, когда за неприход пациента на диспансеризацию отвечает участковый терапевт, а за то, что родители-алкоголики уронили на пол грудного ребёнка — участковый педиатр (не уговорили, не досмотрели — не выполнили поставленные нормативы и указания). А между тем, по определению ВОЗ, применительно к нашему региону, здоровье человека только на 10-15% зависит от системы здравоохранения, а на 50-55% — от условий и образа жизни.
Создаётся впечатление, что в организации здравоохранения Беларуси господствует парадигма столетней давности, когда его роль в сохранении жизни человека была намного значительнее, поскольку усилия системы были сосредоточены на борьбе с инфекционными заболеваниями, уносившими миллионы жизней. В тот период была велика роль организационно-медицинских мероприятий по изоляции больного, что обусловило развитие систем здравоохранения за счёт экстенсивных показателей — роста больничных коек и числа медперсонала. Мероприятия дали плоды — именно совершенствованию здравоохранения в течение ХХ века человечество обязано удлинением ожидаемой продолжительности жизни в среднем на 40 лет.
Но с 60-х годов ХХ века ситуация в корне поменялась– неинфекционная патология стала доминировать, создавая дополнительные вызовы для здравоохранения, требуя большей индивидуализации лечения пациента, более высокого уровня подготовки персонала, более значительных затрат на диагностику и лекарственные препараты. Неизбежно возникли проблемы с доступностью медпомощи, для сохранения которой акцент сместился на амбулаторное звено, где врач широкого кругозора (общей практики) максимально стремится разрешить все проблемы пациента без направления в больницу. У нас же с советских времён приоритет отдаётся стационарной помощи — по количеству больничных коек на душу населения Беларусь находится на первом месте среди стран Центральной и Восточной Европы, на финансирование которых расходуется 60% бюджета здравоохранения. Между тем, большинство население, как и везде, лечится в поликлиниках, даже злоупотребляет их доступностью — страна лидирует по числу визитов в поликлинику в год в пересчёте на 1 жителя. Так, средний белорус в 2011 году посетил поликлинику 13,2 раза, тогда как житель ЕС там бывает в 2,2, а житель СНГ — в 1,6 раза реже. Безусловно, проще всего объяснить такую ситуацию потребительским отношением к бесплатной медицине, однако есть более глубокие причины как системного характера (вроде необходимости получить льготный рецепт), так и связанные с качеством медицинской помощи в амбулаторном звене.
Кроме количества коек, мы также рекордсмены по количеству врачей (53,6 на 1000 населения, 5-е место в мире). В странах-соседях врачей существенно меньше — в Литве, например, — 40 на 1000 населения, в Латвии — 30, а в Польше вообще 20. Отечественное изобилие специалистов распределено неравномерно — эксперты ВОЗ отмечают значительный дисбаланс в пользу стационарного звена со значительным кадровым дефицитом в многострадальной системе первичной помощи. Недостаток усугубляется значительным оттоком работников из отрасли (в том числе и за границу) по причине низких доходов (зарплата в здравоохранении на 30% меньше, чем в промышленности), «уравниловки» в оплате труда и туманных перспектив для саморазвития.
Финансирование охраны здоровья, как известно, осуществляется из государственного бюджета.За последнее 5 лет на эти цели выделялось около 5% от ВВП, что составляет не более 320 долларов на душу населения (в 2011 году 225 долларов), что в 3 раза меньше, чем в соседней Польше, или более чем в 14 раз, чем в Германии. При таком раскладе всё трудней будет обеспечивать имеющийся стационарный фонд и поддерживать его функционирование на «европейском» уровне (а именно на таком уровне видят его госчиновники), несмотря даже на несоизмеримые с Европой зарплаты в системе. Хорошо, что про «евростандарты» в системе первичной помощи пока никто не говорит — было бы совсем не смешно, поскольку уже теперь весьма грустно.
Очевидно, что ресурс экстенсивных методов развития здравоохранения себя исчерпывает — всё труднее становится «поддерживать штаны» (развивать высокотехнологичную медицину), обеспечивать работу амбулаторного звена, всё сложнее сдерживать недовольство населения и решать проблему недостатка кадров в отрасли. Эксперты ВОЗ признают заслуги отечественного здравоохранения в обеспечении доступности медицинской помощи для населения, снижении материнской и младенческой смертности, но отмечается, что последние результаты могли быть достигнуты не только в результате деятельности Минздрава, но также и вследствие повышения уровня жизни в стране. При этом система здравоохранения остаётся уязвимой к возможным изменениям экономической ситуации в стране при сохранении теперешнего объёма финансирования, способа распределения средств и управления.