Последние кадровые назначения проще всего объяснить отсутствием у власти «длинной скамейки запасных» или неким голодом на претендентов быть начальниками. Дескать, скоро почти все из них будут «невъездными», и власть просто торопится. Оба толкования позволим себе поставить под сомнение.

Утверждения насчет «скамейки запасных» могут порадовать и успокоить только некоторых оппозиционеров. На мой взгляд, дефицита в этом плане быть не может по определению. Сейчас приходит время «молодых и рьяных», которые будут очень стараться доказать, прежде всего, свою лояльность, ибо ничего иного от них почти и не требуется. Я уже рассказывал, что в одном районном центре директрисой крупного по провинциальным меркам завода назначена сестра известного всему Минску бандита, которая очень хорошо умеет кричать на людей и громко хвалить президента. А еще организовывать досрочное голосование. Весьма скромные, если не сказать жестче, производственные показатели как-то особо никого не волнуют. Увы, именно таких «кадров» становится все больше и больше, и надежды на то, что власть будет опираться на тех, кто гордится своими мозгами, с каждым днем уменьшаются.

Далее по поводу «невъездных». Данный тезис, на мой взгляд, просто не выдерживает элементарной критики. Во-первых, их совсем немного, и я согласен с теми, кто считает подобное полумерой. Во-вторых, кроме неких моральных неудобств ограничения ничего не несут. Безусловно, неприятно, когда не пускают на Лазурное побережье, но ведь есть еще немало других пляжей, где ограничения просто не действуют, ибо я далек от мысли, что некоторые чиновники личным примером будут осваивать национальный туризм. Разве что для телекамер.

Кроме того, известно немало случаев, когда наследники апологетов власти живут, занимаются бизнесом, учатся именно в тех странах, которые их родители громко и жестко критикуют.

Искренне рад за С. Сидорского, который первым после президентских выборов, останется сидеть в премьерском кресле. Произошло это вовсе не потому, что его не занесли в «черный список» или на его место нет претендентов. Просто он довольно хорошо умеет создавать впечатление стабильности и ни на что не претендует. Вдруг его заменит кто-то с более весомыми властными амбициями?..

А вот А. Тозику можно одновременно и посочувствовать, и порадоваться за него. Сочувствие обусловлено тем, что поездка в Китай все же является понижением. С другой стороны, он не будет прямым соучастником того, что происходит в стране. Возможно. Анатолий Афанасьевич к тому и стремился.

К слову, именно это кадровое решение довольно красноречиво свидетельствует о том, какой курс выбрала страна. Конкретный вектор будет ясен, когда станет известно имя его преемника и требования к нему. Дипломатическая карьера А. Тозика весьма наглядно показывает, что быть «карающим мечом» в наших условиях весьма проблематично. Можно не угодить руке, которая его держит.

Что же касается нового назначения Д. Булахова, то здесь еще одна демонстрация принципа «своих не сдают», но Дмитрий Петрович всегда претендовал на нечто большее. Сразу же вспоминается анекдот про чемодан без ручки, который нести неудобно, но бросить жалко. Очень похоже на то, что его решили сохранить «на всякий случай».

И еще. Кадровые ротации убедительно свидетельствуют о том, что некая «демократизация режима» может быть только условной. Тех, кто способен на какие-то изменения, «отодвигают», а тех, кто на них просто не способен, — оставляют у «руля».