? Попрогнозу экспертов МВФ, в 2013 году ВВП Беларуси вырастет на 3,3%, а в белорусском правительстве планируют обеспечить его прирост в том же году на 12-13%. Чем объясняется такое расхождение в оценках? Какой прогноз более безопасен для экономики?
Александр Челин. Международный валютный фонд запланировал нам не очень радужные перспективы исходя из объективного анализа развития национальной экономики. Но рассчитанных ими 3,3% прироста ВВП никак не может быть достаточно для выполнения заветов IV Всебелорусского собрания. В соответствии с ними, в оставшиеся три года пятилетки темпы прироста ВВП нужно довести до 12-13%, иначе плановые прогнозные задания будут сорваны. А этого никак нельзя допустить, поскольку могут возникнуть сомнения в эффективности белорусской экономической модели. Как быть тогда академику С. Ю. Глазьеву, который недавно на конференции в Москве выступил с докладом «Белорусская экономическая модель — наше общее экономическое чудо»?
Серьезные экономисты, воспитанные на классических постулатах макроэкономического регулирования, в один голос говорят, что обычными методами обеспечить высокие темпы роста белорусской экономики невозможно. Но ведь есть и допинговые методы стимулирования экономики. Но от применения таких допингов бывает ломка. Например, в Беларуси в течение ряда лет обеспечивался рост ВВП за счет чрезмерного кредитования национальной экономики. В результате показатели ВВП росли, но затем вброшенная в виде кредитов лишняя рублевая масса обвалила курс национальной валюты и, вместо роста народного благосостояния, произошло его снижение.
Сегодня у правительства реально остался только один вариант стимулирования развития экономики по озвученному недавно премьер-министром сценарию — путем активного кредитования экономики. И что бы не говорили о недопустимости эмиссионного, бестоварного кредитования, — другого пути «нарисовать» нужные показатели роста ВВП нет. Но в этом случае следует ожидать значительного роста темпов инфляции, усиления несбалансированности между рублевой и валютной массой и очередного обвала курса белорусского рубля. В результате жизненный уровень населения в пересчете на доллары снова упадет. Но куда дальше падать, если на пространстве СНГ мы уже опустились до уровня самых неудачливых стран?
Поэтому не следует гнаться за достижением «парадных» цифр по росту ВВП. Пусть показатели будут и пониже, но лучше относительно медленный подъем жизненного уровня, чем его очередное падение.