Гендерная культура общества, с одной стороны, отражается в образовательной системе государства, с другой стороны, именно образование является во многом определяющим и формирующим элементом гендерных установок, стереотипов и ценностей данного общества. Соответственно большое значение приобретает гендерная компетентность учителя. Отсутствие или несовершенство гендерной компетентности педагога выражается в том, что он/ она сознательно или непреднамеренно репродуцирует социальные предрассудки и осуществляет практики гендерной дискриминации, что нарушает социальное взаимодействие и препятствует всесторонней реализации личности как учащихся, так и самих педагогов.

Развитие гендерной компетентности педагога предполагает не только наличие знаний о гендерной проблематике, а некое единство навыков, целенаправленных действий, формирование менталитета, который обеспечивает поведение на базе равных прав и возможностей для учащихся обоего пола. Принцип равных прав в образовании должен реализовываться посредством организации учебного процесса таким образом, чтобы позволить учащимся независимо от пола осознать свои права и иметь равные возможности для их реализации.

Нами было проведено исследование, направленное на изучение гендерной компетентности учителей общеобразовательных школ Беларуси. В исследовании принимало участие 276 учителей средних школ, из них — жителей г. Витебска — 92, районного центра — 98, посёлка, деревни — 86. Среди респондентов — 89% — женщин- учителей истории, МХК, начальных классов, математики, биологии, а также — 11% мужчин — учителей истории, русского языка и литературы, трудового обучения и физкультуры.

1. Понятие «гендер»

На момент проведения исследования было принято и реализовано уже 3 национальных плана действий по реализации гендерного равенства, в 2006 г. была принята «Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь», в которой гендерное воспитание заявлено составным элементом формирования гармонично развитой личности. Однако вопреки декларативным заявлениям об осуществлении политики гендерного равенства в Беларуси, большинство белорусских учителей затруднились определить само понятие «гендер» (34% опрошенных). Понятие «гендер» ни разу не слышали — 11% учителей, что-то слышали, но объяснить не могут — 35%; знают, могут дать определение — 20% (рис.1).

При этом сами определения, даваемые учителями, достаточно показательны.

Самой многочисленной группой оказались определения, связывающие понятие «гендер» с биологическим полом человека:

«Гендер — это принадлежность к полу и различия, с этим связанные» (ж., 42 г., учитель нач. классов).

Во второй по количеству ответов группе оказались определения, ориентированные на «половое воспитание»:

— «Гендер — это раздельное воспитание мальчиков и девочек предметам, характерным для мужского и женского пола» (ж., 32 г, учитель нач. классов).

— «Гендер — это воспитание мужского и женского начал» (ж., 48 л., учитель нач. классов).

— «Гендер — это воспитание учащихся в соответствии с полом, подготовка детей к жизни» (ж., 32, история).

Третья группа выделила в качестве ключевого аспекта подготовку к семейной жизни:

— «Гендер — это воспитание у детей правильного отношения к взаимодействию полов в семье» (ж., 52 г., учитель нач. классов).

Четвёртая группа, оказавшаяся самой малочисленной, определила, что:

— «Гендер — это воспитание без различия полов» (ж., 55 лет, учитель ОБЖ).

Таким образом, ответы наших респондентов не выходят за рамки привычного полоролевого подхода, направленного на риторику воспитания «настоящих мужчин и женщин». Анализ количественных и качественных данных определений указывает на то, что существование официальных документов не оказывает какого-либо существенного влияния на уровень знаний по гендерной проблематике, а, следовательно, и на отсутствие в школьном пространстве работы, связанной с гендерным просвещением учителей.

На вопрос, что такое «гендерный подход» в образовании, мы получили следующий типичный ответ:

— «Гендерный подход в образовании — воспитание „женского“ в девочках и „мужского в мальчиках“.

Следует отметить, что данная трактовка отражает содержание воспитательной работы по формированию гендерной культуры личности, прописанной в Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, которая заключается в «создании у обучающихся представлений о роли и жизненном предназначении мужчин и женщин в современном обществе; формировании понимания, принятия и готовности к исполнению своей гендерной роли, ценностного отношения к своей половой принадлежности, любви, браку, материнству и отцовству»[1].

Приходится констатировать, что реализация данной концепции создаёт опасную возможность для сохранения дискриминационной политики в образовательном пространстве, воспроизводства патриархальных гендерных стереотипов, и ограничение потенциала личности по признаку пола.

2. «Женское и мужское» предназначение

Учительская среда Беларуси является во многом отражением патриархальных стереотипов в отношении женского предназначения. Так, 45% опрошенных признают, что основное предназначение женщины — быть хорошей женой и матерью, при этом процент сомневающихся — 22%.

Для белорусских учителей сохранение традиционных семейных ролей является необходимостью. Перераспределить домашние обязанности в случае, если жена материально обеспечивает семью, согласились только 12%. Против того, что всю домашнюю работу и уход за детьми должен в такой ситуации делать мужчина — 72% учителей (рис.2).

В том, что жена должна работать наравне с мужем, согласились только 13% учителей (рис.3). Гендерные установки в отношении семейных ролей и статусов закрепляют социальную дискриминацию женщин в определённой степени благодаря явлению «самодискриминации». Женщины-учителя считают, что домашняя работа — прерогатива женская, и даже в случае появления у женщины роли «кормилицы семьи» предпочитают весь груз домашних хлопот выполнять самостоятельно.

При этом следует отметить, что контракт «работающей матери» во многом повлиял на представление учителей о соотношении в жизни женщин таких понятий, как «работа и семья». Так, уверенных в том, что женщине образование и карьера нужны не меньше, чем семья — 64% (рис.4).

При этом 74% учителей считают, что женщина должна сама выбирать — делать ли ей карьеру или становиться домохозяйкой (рис.5).

Согласных с тем, что замужняя женщина не должна работать — всего 9%. При этом 74% наоборот считают, что замужняя женщина вполне может работать (рис.6).

В отношении того, что женщина должна заботиться о своём доме, а государственными делами должен заниматься мужчина, мнения распределились практически поровну: согласились с этим утверждением — 39%, не согласились — 49% (рис.7).

Также с тем, что мужчины — лучшие лидеры, чем женщины, согласны — 32%, не согласны — 55% (рис.8). Среди профессий, наиболее подходящих для женщины, учителя проголосовали за ту профессию, которая нравится самой женщине (50%).

Таким образом, мы можем констатировать, что современные представления учителей/учительниц о самореализации женщин выходят за рамки частной сферы, что, безусловно, отражает всё большую степень участия женщин в производительной сфере и предполагает возможность расширения степени их влияния на социальную жизнь общества. Вместе с тем, достаточно сильны позиции гендерных стереотипов относительно ролей и распределения домашних обязанностей в семье.

3. Соотношение биологического и социального факторов в формировании личности

Процессы гендерной социализации, активно идущие на протяжении школьной жизни, во многом определяют формирование гендерной идентичности школьников. Однако мы должны констатировать, что в учительской среде достаточно сильно представлены сексистские [2] представления в отношении мальчиков и девочек, которые существенно ограничивают творческую самореализацию личности, вне зависимости от пола.

Биологический эссенциализм является определяющей теорией, основные положения которой детерминируют процессы школьного воспитания и обучения в белорусском образовательном пространстве. С точки зрения подавляющего большинства учителей, именно пол ребёнка определяет, о чём с ним говорить, что советовать, что дарить (Рис.9).

Более половины учителей (57%) считают, что девушек нужно готовить к роли матери и хозяйки, а юношей — к профессии, способной обеспечить семью материально (рис.10).

Гендерная социализация подрастающего поколения, осуществляемая в школьном образовательном пространстве, продолжает воспроизводство властной дихотомии, служит препятствием для свободного личностного развития, ограничивает потенциал личности.


Таким образом, гендерные представления современных учителей отражают существующие в обществе стереотипы в соответствии с традиционными представлениями о маскулинности и феминности. Уровень гендерных знаний педагогов остаётся низким, гендерная культура белорусского образовательного пространства является своеобразным тормозом на пути построения гражданского общества. Отсутствие реальной образовательной политики в области гендерного равенства способствует воспроизводству в обществе гендерной дискриминации, ограничивает потенциальные возможности развития каждой личности в зависимости от пола и, в конечном счёте, тормозит продвижение страны к демократическому будущему.

В сложившейся ситуации необходимо использовать разнообразные механизмы продвижения гендерной парадигмы в школьном образовании. Повышение гендерной культуры педагогов должно способствовать освобождению от гендерных стереотипов, осуществлению основной задачи образования — воспитания свободной, критично мыслящей, творческой личности.


[1] Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь // Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства адукацыі — 2007, № 2. — с. 6.

[2] Сексизм — дискриминация по признаку пола, практика, предрассудки, недооценивающие и принижающие женщин по отношению к мужчинам.