?Великобритания назначила нового посла в Беларуси. Чем это может быть вызвано? Следует ли ожидать изменения позиции Лондона по отношению к Минску?
Андрей Федоров. Действительно, 23 января британский Форин офис объявил о назначении нового посла Соединенного Королевства в нашей стране. Им стал Брюс Джеймс Бакнелл, карьерный дипломат с четвертьвековым стажем, работавший в Иордании, Италии и Испании. В дипломатической практике о подобных назначениях до согласия принимающей стороны сообщать не принято, поэтому можно утверждать, что агреман получен. Как ожидается, Брюс Бакнелл приступит к исполнению обязанностей в июле.
Возможно, предположение, что действующий посол Розмари Томас покидает свой пост досрочно, возникло в связи с тем, что она вела себя достаточно активно помимо выполнения своих основных функций — участвовала в акции «Беларуская дыктоўка», выступала за реабилитацию политических заключенных, встречалась с их близкими. То есть просматривается некая аналогия с тем, что несколько лет назад случилось с ее коллегой, послом США Карен Стюарт.
К счастью, в данном случае о какой-то внеплановой замене говорить не приходится. Г-жа Томас начала работать в Минске в сентябре 2009 года, и, таким образом, срок ее пребывания здесь составит практически три года, что является стандартным для глав дипломатических представительств. К тому же минувшей осенью она сама в интервью агентству «Интерфакс-Запад» говорила о своем предстоящем в 2012 году отъезде.
Что же касается подхода Великобритании к «белорусскому вопросу», то он полностью совпадает с общеевропейским и заключается в том, что улучшение отношений должно основываться пусть на медленном, но неуклонном прогрессе в области прав человека и в политической сфере.
Эта позиция получила очередное подтверждение буквально в тот же день, когда поступила информация о назначении нового посла. После встречи в Страсбурге с Генеральным секретарем Совета Европы Турбьерном Ягландом британский министр по делам Европы Дэвид Лиддингтон заявил журналистам, что Беларусь представляет собой большую проблему с точки зрения соблюдения прав человека.
Таким образом, Лондон позитивных перемен не видит, и замена послов не дает оснований ожидать изменения его поведения.