/Восточная демократия/
И все так чинно, благородно …
Однажды мне довелось пообщаться с одним из представителей многочисленной армии «лохотронщиков». Он позвонил в дверь моей квартиры и радостно сообщил, что наша семья выиграла шесть ценных призов от некоей фирмы. За них предлагалось тут же заплатить определенную сумму в валюте США, которая, по его словам, была значительно ниже реальной. Призы были продемонстрированы. Однако, сам «представитель фирмы» был так многословен и так усердно «хлопотал лицом», что сразу становилось понятно — что-то тут не так. При ближайшем рассмотрении стало понятно, что все призы — фальшивка, и срок их эксплуатации закончится в лучшем случае через полчаса после ухода благодетеля.
К чему я это? А к тому, что нечто похожее мы ежедневно наблюдаем, слушая представителей власти и официальных СМИ, которые пытаются нас убедить в том, что нам посчастливилось «выиграть приз» — жить в самой демократичной демократии в мире. Но стоит только приглядеться, как станет понятно: мы имеем дело с очередной фальшивкой.
На днях на официальном сайте ЦИК РБ появились данные о составе территориальных и участковых комиссий по выборам Президента Республики Беларусь. Любой гражданин, который пожелает ознакомиться с данным сообщением, может заметить, сколь представителен их состав. Приглядимся и мы. Всего в стране создано 6586 участковых избирательных комиссий. Две трети их состава (66,3%) составляют женщины. Наиболее многочисленная профессиональная группа — работники сферы образования (28,5%). Для сравнения заметим, что служащие государственных органов представлены здесь значительно скромнее (5,8%), не говоря уж о военнослужащих и работниках правоохранительных органов (1,3%). Казалось бы, надо порадоваться: представительство женщин, а уж тем более образованных, можно только приветствовать с точки зрения даже международных стандартов. Но не для кого не секрет, что в нашей стране именно женщины и работники сферы образования (в подавляющем большинстве случаев — учителя) — это одна из самых бесправных, а значит, наиболее послушных категорий населения. Они больше боятся потерять работу, не получить очередную прибавку к зарплате, лишиться премии или каких-либо других льгот. Вряд ли стоит сомневаться, что они доведут очередную победу Лукашенко до наивысшей степени «элегантности».
Несколько иная картина в территориальных избирательных комиссиях (всего сформировано 165). Тут уж женщин поменьше — 51,3%. Скромнее представлены и работники сферы образования — 12,0%. Зато служащие государственных органов составляют почти 22,7%. Как видим, на этом уровне нужны уже не скромные учительницы, а государевы слуги.
Как попадают люди в избирательные комиссии? Известно, что белорусское законодательство предусматривает несколько возможных путей: выдвижение от общественных организаций, политических партий, от группы граждан (путем сбора подписей), от трудовых коллективов и, наконец, от органов, образующих комиссии. И опять все прекрасно. В состав участковых избирательных комиссий, как следует из сообщения ЦИК РБ, общественные объединения делегировали 10,2%, граждане выдвинули — 49,3%, трудовые коллективы тоже постарались — 35,5%. Самыми скромными оказались, как ни странно, «органы, образующие комиссии» — всего 5,5%.
Чтобы не утомлять читателя цифрами скажу только, что и на уровне территориальных избирательных комиссий картина тоже вполне пристойная.
Означает ли это что любой человек, будь то представитель общественного объединения, политической партии или просто гражданин страны, может попасть в избирательные комиссии? Ответ на этот вопрос мы находим, например, в заявлении Политсовета Объединенной гражданской партии от 7 февраля 2006 г. Как следует из документа, эта партия «выдвинула для включения в состав участковых избирательных комиссий около 800 человек. Из них в городе Минске 541. Часть людей выдвигалась через сбор подписей избирателей, но основная масса — через решения партийных организаций. Среди тех, кто был предложен для работы в комиссии, люди, имеющие опыт работы на государственных должностях, в парламенте, в органах местного самоуправления. Однако по предварительной информации в состав участковых избирательных комиссий включен только один представитель Объединенной гражданской партии». Разумеется, информация предварительная, но рискну предположить, что окончательная не будет существенно отличаться.
Тут уместно вспомнить, что наше «самое демократичное» избирательное законодательство, предусмотрев широкие возможности участия граждан в формировании избирательных комиссий, окончательное формирование их состава переложило на крепкие плечи административных органов. В соответствии со статьей 34 Избирательного кодекса РБ решения о том, кого подпустить к подсчету голосов, принимаются на совместных заседаниях президиума соответствующего местного Совета депутатов и исполнительного комитета. Словом, как в известном анекдоте: «Я имею право? Да, имеете. Значит, я могу? Нет, не можете».
Конечно, можно «утешаться» тем, что каким бы ни был состав избирательных комиссий, решение о победителе принимается не на этом уровне. Более того, оно уже принято. Но нужно посмотреть на дело и с иной стороны. По сути, мы должны признать, что имеем дело с еще одним фактом широкомасштабной моральной коррупции общества. Конечно, можно предположить, что среди 76 231 человек, включенных в состав участковых и территориальных избирательных комиссий, будут несогласные и недовольные. Но большинство, я уверена, промолчит и закроет глаза на любые нарушения. Потом они будут жаловаться на низкую зарплату, произвол начальства, неустроенность жизни. Только кого в этом винить?