Активизировавшаяся на прошлой неделе борьба с посредниками является логичным этапом развития современной белорусской экономической модели.
Напомним, что 12 января на совещании по вопросам упорядочения посреднической деятельности президент Беларуси Александр Лукашенко потребовал в течение февраля этого года выработать четкие подходы к регулированию посреднической деятельности при осуществлении закупок за счет собственных средств управляемых государством предприятий и организаций. «Государство и экономика несут потери из-за того, что образовался целый паразитический слой жирующих на спекуляциях», — заявил президент. По его словам, выявляются случаи, когда и белорусский товар закупают через посредников.
В принципе, такое развитие событий вполне предсказуемо и хорошо вписывается в логику современной белорусской экономической модели. Чиновники всех мастей и рангов публично заявляют о либерализации, но столкнувшись с трудностями привычно хватаются за рычаги госрегулирования экономикой.
Так что очередная кампания по упорядочению посреднической деятельности вполне вписывается в череду таких государственных решений, как возвращения контроля за ценами или административное регулирование валютного рынка.
В принципе, посредников в Беларуси не жаловали никогда и всегда пытались с ними бороться. В начале 90-х, задолго до появления на политическом Олимпе Александра Лукашенко, прибыль от посреднической деятельности облагалась налогом в 60 процентов. И что? Посредники переквалифицировались в маркетологов.
В те времена также существовала необходимость регистрации в качестве участника внешнеэкономической деятельности, вводилось и отменялось лицензирование внешнеэкономического посредничества… Одним словом, руководители меняются — проблемы остаются.
Вспомним, как два с половиной года назад правительство уже пыталось фактически запретить посредническую деятельность, приняв 28 июля 2009 года постановление № 991. В результате вся торговля в стране оказалась парализованной. Ситуацию в то время спас лично Александр Лукашенко, который потребовал его отмены и назначил виновником хаоса некоего анонимного мелкого чиновника Совмина. Однако на этот раз президенту найти виновника не удастся.
Белорусский лидер обвинил посредников в том, что они связаны с руководителями госпредприятий и действуют вопреки интересам государства. Александр Лукашенко заявил, что неоднократно поручал Комитету государственного контроля совместно с правоохранительными органами пресекать подобное посредничество при реализации товаров, производимых внутри страны, а также ограничить закупки через посредников. Но можно ли решить проблему «откатов» одним указом и кто вообще может стоять за этим проектом?
Обратим внимание еще на одно обстоятельство. Чем больше государство устраняет с рынка посредников, тем выше цены. Вспомним, как фактически ввели монополию на торговлю рыбой. В обоснование этого шага также много говорилось об интересах простых людей, о насыщении рынка, о необходимости устранения «лишних» звеньев и наведении порядка… И что? Цены на рыбу только выросли! И это не удивительно: чем меньше конкурентов — тем выше цены.
Кроме того, совершенно непонятно, чем перед белорусской властью провинились именно посредники. Ведь если речь идет о криминале и коррупции, то она присутствует и в других сферах. Например, можно раздавать строительные подряды «своим» организациям. Или, помочь своему человеку организовать производство, а потом покупать его продукцию по высоким ценам. И все это делать под флагом развития малого бизнеса и субконтрактации.
Да и зачем вообще бороться с посреднической деятельностью? Она совершенно естественна для рыночной экономики. Посредники позволяют сократить число контактов между субъектами хозяйствования и оптимизировать торговые цепочки.
Хотя можно смело согласиться с тезисом главы государства о том, что в современной Беларуси «посредники — это в основном родственники, дети, приближенные, друзья отдельных руководителей». Но подобную проблему породило само государство. Отсутствие рыночной экономики, по-настоящему рыночных субъектов порождает как раз клановую, насквозь коррумпированную систему. Бороться с этим можно только одним способом: проводя рыночные реформы и создавая цивилизованную экономику.
Нет ничего удивительного в том, что оторванные от собственности руководители госпредприятий и аффилированные с ними лица в большей степени заинтересованы в пополнении своего кошелька. Поэтому выбор контрагента, зачастую, определяется не выгодой субъекта хозяйствования, а возможностью получения личного вознаграждения.
В условиях же свободного рынка и свободной конкуренции субъекты хозяйствования будут стремиться закупать товар там, где выгоднее для дела, а не кармана отдельного руководителя. Кроме того, проблему коррумпированности и криминальности экономики должны решать правоохранительные органы, неотвратимо привлекая к ответственности коррупционеров.
Появление указа о регулирование посреднической деятельности даже в самых мягких формах неизбежно ударит по экономике. Даже те оптовые торговцы, которые не работают с госпредприятиями, неизбежно ощутят негативные последствия. Прежде всего потому, что в современной Беларуси просто не могут написать нормативный акт просто и понятно. Потребуются комментарии, а до их получения работа встанет. Опять-таки, как различать ОАО с госдолей или без таковой? На печати у них об этом не написано, а данные из реестра акционеров предпринимателям не дадут.
Впрочем, каким будет указ и появится ли он вообще, пока не известно. Но даже сами разговоры о подобных нововведениях пугают белорусских предпринимателей, которые уже давно не ждут от государства ничего хорошего. Пугаем мы и наших иностранных партнеров — своей непредсказуемостью и непоследовательностью.