Страна без Независимости

Главная площадь белорусского провинциального города N. была украшена красными и синими флагами, которые, по мнению местной администрации, видимо, и символизировали независимость. Государство отмечало День Независимости от собственного народа с присущим ему размахом. Тут тебе и белорусский экстрим в виде катания на ржавых каруселях, и караоке с зажигательными песенками «Фабрики Звезданутых», и теплое пиво, которое счастливому электорату наливали нервозные продавщицы, вынужденные в столь радостный и солнечный день давать заветный ВВП стране без Независимости…

Мои приятели-оппозиционеры (это такие люди, которые гордятся тем, что не любят президента) постоянно жужжат: «Какой нафиг это День Независимости? Немцев из Минска вытурили, большевики вместо них пришли. И никакой тебе независимости, и никакой тебе свободы — одна сплошная „диктатура пролетариата“…

Может, в этом и есть сермяжная правда. А вот правда историческая, которой стоит взглянуть в глаза (в другие места уже, вроде, вдоволь насмотрелись): День Независимости в Беларуси с таким же успехом можно назначить на любой день. Или вовсе отменить. Последний вариант вообще стал бы самым правильным: что за резон праздновать то, чего нету…

Как-то пару лет назад одна пожилая жительница деревни на северо-западе Беларуси рассказывала мне о своем детстве, пришедшемся на 30–40-е годы прошлого столетия. Когда в сентябре 1939 года в Западную Беларусь пришли голодные босоногие красноармейцы и освободили белорусов от колбасы и нормальных сапог, деревенская детвора выбегала встречать их с букетами полевых цветов. А сердобольные «освобожденные белорусы» постарше кормили своих «освободителей» разносолами, которых те в жизни не видали.

Когда летом 1941 года в ту же деревню пришли лощеные немецкие бауэры, детишки опять выбегали встречать очередных «освободителей» с букетами полевых цветов. И сердобольные немецкие крестьяне в форме Вермахта угощали встречавших шоколадом, от которого тех два года ранее освободили босоногие товарищи. Правда, потом эти приветливые и сытые дядьки зачем-то поубивали всех евреев, а полдеревни вывезли в Германию. Впрочем, и от них через три года белорусов освободили, вежливо предложив всем по этому поводу радостно и с песнями перейти в колхоз. И опять были детишки, только совсем измученные голодом, полевые цветочки, очередная, так сказать, независимость…

Таких «освобождений» и «независимостей» в нашей истории было хоть отбавляй. Можно праздновать в качестве Дня Независимости дату битвы под Грюнвальдом, годовщину объявления Белорусской Народной Республики или подписания Декларации о независимости на перестроечной волне. Все это красиво и романтично, дает повод патриотически настроенным гражданам надувать щечки в экстазе от осознания собственной значимости как нации и все такое. Но ни одно из этих событий не привело к реальной Независимости и Свободе для населения белорусского государства. Так что все эти даты были бы такими же грустными праздниками, как и 3 июля…

Белорусы очень похожи на детишек, которые мечутся с букетиками васильков от одних «освободителей» к другим, не понимая, что реальная свобода — это то, что завоевываешь сам, а не то, что тебе приносят из-за бугра. А в итоге оказываются с бутылочкой теплой водки на травке в парке культуры и отдыха по соседству с площадью, украшенной синими флагами, — отмечают свою независимость. В том смысле, что от них ничего не зависит.

Андрей Александров
Новополоцк

04.07.05

Открыть лист «Авторы: публикации»