18 ноября главы Беларуси, Казахстана и России подписали в Москве Декларацию о евразийской экономической интеграции и Договор о Евразийской экономической комиссии. В качестве конечной цели было провозглашено создание Евразийского экономического союза. Насколько реальной видится такая перспектива?
Андрей Федоров. Вряд ли кто-либо в настоящее время может дать точный ответ. Однако если исходить из общих соображений, то он выглядит, скорее, отрицательным. В качестве серьезного аргумента в пользу таких сомнений можно привести, например, сложившееся положение дел в союзном государстве Беларуси и России.
Напомним, заявленные цели этого образования были еще более глобальными, однако за прошедшие двенадцать лет даже приблизиться к главным из них, как известно, не удалось. Стоит отметить, что добавление к «двойке» Казахстана ситуацию никак не упрощает. Напротив, она усложняется, так как в каждом случае теперь требуется согласование позиций уже не двух, а трех сторон.Поэтому представляется целесообразным задаться более принципиальным вопросом, имеет ли смысл подобная интеграция даже в случае возможности успеха.
Нельзя исключать, что в экономике, особенно на первых порах, будут-таки получены определенные положительные результаты. В то же время нет ни малейшей уверенности, что союзникам удастся осуществить настоящую модернизацию. К тому же при всей важности материального фактора он все же не является единственным критерием прогресса.
Естественно, со спокойной совестью можно оставить в покое также демократию, так как очевидно, что ни из Москвы, ни из Астаны содействия в этом плане ожидать не приходится.
Какими же могут быть итоги для нашей страны в более широком смысле? Вероятно, в анализе можно ограничиться Россией, поскольку очевидно, что вследствие явного неравенства сил в грядущем Евразийском союзе определять его внутреннюю политику будет именно она.
Итак, что же характерно на сегодняшний день для наших восточных союзников? К сожалению, хорошего мало. Как раз в день саммита в авторитетной «Независимой газете» были приведены следующие факты по России:
— в 2010 году продолжительность жизни составляла всего 66,2 года (61,1 у мужчин и 74,1 у женщин), 160-е место в мире. Зато одно из первых мест в мире по смертности — 16,3 на тысячу жителей (в Восточной и Центральной Африке — 16-17). Соответственно, 1-е место в мире по абсолютной величине убыли населения;
— по данным Росстата, 41,2% нищих, 49,7% бедных (т.е. всего 90,9%), 8,4% — состоятельных и 0,7% — богатых;
— 1-е место в мире по количеству самоубийств среди пожилых людей;
— 1-е место в мире по количеству самоубийств среди детей и подростков;
— 1-е место в мире по числу детей, брошенных родителями;
— 1-е место в мире по числу пациентов с заболеваниями психики;
— 1-е место в мире по объемам торговли людьми;
— 1-е место в мире по количеству абортов и материнской смертности;
— 1-е место в мире по объему потребления героина (21% мирового производства);
— 1-е место в мире по темпам прироста ВИЧ-инфицированных;
— 1-е место в мире по количеству авиакатастроф (в 13 раз больше среднемирового уровня);
— 1-е место в мире по количеству ДТП (в среднем ежегодно погибает 33-35 тысяч человек, раненых — 250280 тысяч)
— 154-е место из 178 в рейтинге коррупции (рядом с Папуа-Новой Гвинеей, Кенией, Лаосом и Таджикистаном).
Это далеко не все «достижения», но, думается, достаточно. Наверное, нас будут убеждать, что после создания нового союза все вдруг кардинально изменится. Хочется плакать и верить…