Если ты очутился в яме,
немедленно прекращай копать.
(Денис Хили)
Год столетия первой русской революции начался с очередного сто первого с отчетливым запахом газа предупреждения белорусского президента Москве: «Я считаю, что Россия кардинально в будущем году должна пересмотреть свою позицию в Союзе Беларуси и России… Но руководство России должно понять, что так бесконечно продолжаться не может. Тут им надо корректировать политику и более внимательно относиться к белорусам. Мы найдем деньги. Но при этом российское руководство должно подумать, кого они хотят иметь здесь в лице Беларуси и белорусов» . Из этого можно сделать вывод: за четырехмесячный переговорный марафон Минску так и не удалось воспользоваться фактором Украины…
Едва ли не под бой курантов на Спасской башне Кремля 30 декабря соглашение о поставке российского природного газа в Республику Беларусь было, наконец, подписано. По этому случаю никакого ликования в стенах «Белтрансгаза» замечено не было, как, впрочем, и комнатах для переговоров в московском небоскребе РАО «Газпром». Лица гостей — партнеров из Минска — выражали разочарование, если не сказать больше. Но с другой стороны, ни у кого и не было иллюзий насчет полномочий белорусской делегации — окончательное решение о подписании контракта с российским (а фактически мировым — «Газпром» владеет 25% мировых разведанных запасов природного газа) монополистом принимал А. Лукашенко. Ему же пришлось объясняться с собственным народом: «Что касается ваших опасений относительно экономики, даже при удорожании природного газа это существенно не повлияет на наши торгово-экономические отношения. Товарооборот будет расти. Потому что есть положительные факторы и они мощнее, чем вот это подорожание на 18 процентов природного газа. Ну, в конце концов, мы же люди мужественные, переживем» (31.12.04). В общем, еще одного «подарка народу», кроме детского кардиологического центра, не получилось.
С учетом изменения условий оплаты НДС, стоимость одной тысячи кубов природного газа, вопреки ожиданиям Минска, не упала на 18%, но сохранилась на уровне прошлого года — 46,68 USD. Фактически РАО «Газпром» увеличил стоимость поставки на те же 18%, хотя именно «газовая граница» между РБ и РФ реально существует, как и имеются сверенные счетчики, которым ничего не стоило посчитать объем поставки. Ни в одной сфере торгово-экономических связей между двумя странами нет таких идеальных условий для абсолютно безболезненного перехода на принцип взимания НДС по стране назначения поставки товара.
В начале декабря был момент, когда белорусская сторона намекнула, что в случае сохранения цены газа на уровне 2004 года, то есть его фактического удорожания, «Белтрансгаз» вполне может пересмотреть транспортные транзитные тарифы. Но и здесь ничего сделать не удалось. Транзит в 2005 году будет оплачиваться «Газпромом» по прежней ставке — при транспортировке по сетям Белтрансгаза 0,75 USD за 1000 куб. м, по газопроводу «Ямал-Европа» — 0,46 USD.
Интересное решение было найдено при определении объема поставки. В наступившем году российский газовый монополист поставит в Беларусь 19,1 млрд. куб. м. Но при наличии технической возможности газотранспортной системы в республику будет поставлено дополнительно до 1,4 млрд. куб. м газа. Что за «техническая возможность» — сказать сложно, но нет сомнений, что появился просто отличный повод для будущей «газовой» перепалки.
Разочарование Минска понятно, но если преднамеренно сосредоточить внимание
только на экономической подоплеке поставок российского газа в РБ, то никакой катастрофы действительно не произошло. У Минска еще есть время для серьезных структурных реформ в своем энергоемком хозяйстве. Дело в том, что с такими темпами роста цены для Беларуси российский газ выйдет на уровень мировых цен только к 2011 году. В принципе, перед нами поставили четкий ориентир. Дело за Минском.
В итоге, долгожданный «газовый» контракт не явился для Беларуси признанием ее особой роли верного союзника в условиях резкого ухудшения позиций РФ в Киеве. Москва вела себя так, словно она вообще не нуждается в союзниках и озабочена исключительно своими экономическими интересами. Может быть, так оно и есть? Ведь на наших глазах прямо под грохот «оранжевых» бочек-барабанов на Майдане Незалежности оказались опрокинуты все надежды белорусских «газовых генералов», о наполеоновских планах которых весьма подробно распространялись белорусские государственные СМИ осенью и в начале зимы 2004 года.
Подписание контракта о поставке газа: насколько значим этот факт для Беларуси? Что это — событие первостепенной важности или пара строчек в экономических хрониках? В данном случае, газовые соглашения с Российской Федерацией не стоит ни переоценивать, ни недооценивать. Не углубляясь в столь плодотворную тему, как выявление газовой составляющей в белорусской экономике (самая газифицированная страна Восточной Европы) или роли Беларуси в обеспечении газового транзита в страны Центральной Европы, стоило бы иметь в виду, что состояние газовых контрактов между Россией и Беларусью является идеальным индикатором уровня отношений между Москвой и Минском.
Пока РБ будет покупать у России газ по цене не только ниже мировой почти в три раза, но и по факту поставки, что позволяет постоянно объясняться в стиле «усушка — утруска», ежегодное соглашение между такими газовыми партнерами, как «Газпром» и «Белтрансгаз», всегда будет важнейшим фактором политической жизни между двумя государствами. Отсюда и разочарование белорусского президента: «За что спорят? Спорят за 3–4 доллара на тысячу кубов газа». В общем, мелочи какие-то. Хотя с какой стороны посмотреть. Если целиком опираться на риторику А. Лукашенко, который не раз распространялся о «голодных» и «оборванных» россиянах, которых «грабят олигархи» и которые страдают от «слабости и продажности» российских властей, то с позиции «стабильной» и «процветающей» Беларуси, экономика которой сделала «фантастический рывок» (БТ), для Москвы эти «3–4 доллара» являются вопросом жизни и смерти. В этих условиях молодой европейский экономический «тигр», каким себя и трактует Минск, должен был, как настоящий и преданный союзник, не только махнуть рукой на эти несчастные 300–400 центов в пользу загибающихся от голода и холода во льдах Арктики российских газовиков, но вполне потянуть и мировые цены за российское углеводородное сырье. Денег навалом: как утверждает БТ, «выросли золотовалютные запасы…» (31.12.04)
И то верно, не только в экономике Беларуси, но и в общественной жизни не просто все в полном ажуре, а вообще какой-то невиданный подъем: народ тащит из касс чемоданы денег, медицина, обламывая каблуки, бегает за каждым простуженным носом, в коровниках у каждой Буренки ноутбук, общественный транспорт круглые сутки дежурит у подъезда, милиция носит покупки за домохозяйками, студенты поголовно со значками БРСМ хором славят вождя нации, проститутки жертвуют в Фонд строительства национальной библиотеки, а ГАИ по собственному почину и просто сгорая от любвеобильности протирает лобовые стекла автолюбителям и таксистам. Полный рай под мудрым оком… Так что давно нам пора платить за российский газ по 110–120 USD за тысячу кубов. Вот тогда наступит полная независимость от «имперской России».
Но все-таки, почему же на первой же кочке — причем на кочке «газовой» — споткнулась весьма, если можно так сказать, «элегантная» и поэтому широко распространившаяся в среде белорусских экспертов и аналитиков, к тому же независимо от их политических взглядов, версия о придании Москвой в современных «оранжевых» условиях особой сакральности белорусскому политическому режиму? Во всяком случае, именно так считает А. Федута, который и выдвинул эту теорию еще весной 2004 года.
Нельзя сказать, что данная теория не имеет оснований, как раз наоборот, но в ней, судя по всему, не нашла отражение политическая обстановка сегодняшних дней. С одной стороны, как-то незаметно и исподволь в Москве начали «зачищать» лукашенковское лобби, которое настойчиво шептало на каждом углу и в каждой строке заказных публикаций заветное и такое знакомое: «Лучше синица в руке…», «старый друг лучше…», «сукин сын, но…». С другой стороны, Москва прекрасно понимает, что в открытом лобовом столкновении с Западом, что и произошло в Киеве, ей устоять сложно. Тогда надо поступить асимметрично— ликвидировать сам повод для столкновения. Повод вполне известен и даже имеет имя и фамилию вместе с высокой должностью, т. е. проблему с налету не решишь. Это сложная работа и к ней надо серьезно готовиться. Тем более что весь обруганный московский аналитический бомонд буквально кричит: «Ставишь на Лукашенко — проиграешь Белоруссию!»
Вот почему не ощущается, что руководство «братских» стран и народов устремляется в объятия друг друга под возгласы: «Да уж прости брат… Да что там, свои люди, и ты меня…». Как раз наоборот, Минск сыплет ультиматумами, Москва пьет и гуляет до Рождества… Она в упор не видит «союзника».
В своей статье «Задание на зиму» (06.12.04) мы отмечали, что «А. Лукашенко обязательно попытается воспользоваться „оранжевой“ победой и „поприжать“ „братскую Россию“. Во всяком случае, он явно настроен на личную встречу с В. Путиным с более плодотворным и длительным диалогом, чем тот, что имел место между двумя президентами в дни празднования 60-летия освобождения Украины. Белорусский президент жаждет сатисфакции…».В том-то и суть. Белорусскому президенту не дали воспользоваться украинским фактором, хотя он пытался. Во всяком случае, как сообщали московские источники, во время встречи М. Фрадкова с А. Лукашенко, последний очень долго (2,5 часа) и настойчиво пугал российского премьера, а в его лице и Кремль, «непредсказуемым» В. Ющенко. Глава российского Белого Дома еле выполз из зала приемов… Но М. Фрадков «технический премьер», а вот к В. Путину А. Лукашенко доступа не имеет. Никакого. За исключением поздравительных телеграмм в духе «желаем счастья в личной жизни». Какая у белорусского президента « личная жизнь», он сам нам рассказал под Новый год: «Это принцип: когда весь народ веселится и отдыхает, руководство страны и Глава государства должны быть на работе, „начеку“… То есть, когда народ отдыхает, веселится и на всю катушку гуляет, соответствующие структуры должны работать. Президент — прежде всего». Народ, по идее, после таких слов должен рыдать от благодарности «на всю катушку», а женщины так вообще…
Но с другой стороны, ведь иначе и быть не могло, так как с 1995 года белорусскому президенту не оставалось »…иного выхода, кроме как только работать во имя людей, которые рискнули и меня избрали тогда». То же самое А. Лукашенко прогнозирует и в отношении В. Ющенко, с которым он оказывается давно «сотрудничал»: «…он у меня оставил очень хорошие впечатления: здравомыслящий и понимающий человек. Он же работал в структурах Национального банка, притом серьезно работал, возглавлял Правительство. Я знаю его по этому периоду. И поскольку он работал уже в этих структурах, он знает экономику Украины. И сама экономика его заставит, по крайней мере, не потерять традиционные рынки России, Беларуси… Поэтому не надо кричать о том, что прозападный Ющенко пришел к власти. На выборах все бывают, кроме белорусских выборов (и это правильно, белорусские выборы — нечто особенное, в мире не имеющие аналогов. — А.С.), то прозападные, то провосточные, еще какие-то, а как только столкнется с конкретным делом, то он тогда становится пробелорусским, проукраинским, пророссийским. Поэтому там избрали проукраинского Президента. …Поэтому я думаю, что Украина будет идти в правильном направлении… Он (В. Ющенко. — А.С.) умный человек, он будет проводить политику в интересах украинского народа. Тогда он получит еще большую поддержку».
Интересное заявление, если только не вспомнить, что почти два последних месяца белорусские государственные СМИ как раз не очень жаловали как сторонников В. Ющенко, так и его самого. Примеров хватает: «Виктор Ющенко, ощущающий за собой мощную длань США и Евросоюза, чем и объясняются его уверенность и настойчивость, — это халиф на час», »…оранжевая революция» навязавшая украинскому народу игру без правил и массовую истерию, подвела страну к острейшему политическому кризису…», «На самом деле с помощью „оранжевых технологий“ тиражируется тотальная несвобода, так как народ впадает в историческое детство и лишается способности к государственному строительству, по собственной инициативе превращая свою страну в полуколонию» (Н. Шелдышева), «Не совсем, правда, понятно, о каком диалоге вел речь Ющенко. Складывается впечатление, что он согласен только на собственный монолог» (И. Кольченко), «Стремление части населения Украины броситься в объятия „цивилизованного Запада“ в надежде на его манну небесную в виде инвестиций и ультрасовременных технологий не более чем утопия» (Е. Ростиков) и т. д. и т. п.
У Александра Лукашенко феноменальный нюх на кризис, а кризис между Москвой и Киевом не за горами. Кто-то ведь должен оплатить если не саму «оранжевую революцию» (в нее вложили деньги конкурирующие финансовые кланы Украины), то хотя бы ее последствия. Ведь в случае раскола Украины ее западную часть пришлось бы брать на содержание ЕС. В Молдове этот вариант Европа уже проходила. С другой стороны, Россия уже проходила югославский вариант, когда под давлением Вашингтона «Газпром» бесплатно поставлял газ Хорватии и Боснии в самый разгар их войны с Сербией. Но это было во времена Ельцина, хотя и сейчас попытки хоть как-то заставить Грузию платить за российские энергоресурсы вызывают в Тбилиси полную истерику против «империи» на фоне сочувствия США «мужеству грузинского народа, противостоящего российской экспансии» («United Press International», США, 03.02.04). Так что ехать в Москву надо, только вот как?
В. Ющенко дает примирительные интервью, не против встречи и В. Путин, отмечая попутно, что если в руководстве Украины не будет «антироссийских и сионистских элементов», т. е. уже выставляются условия. Но если Б.Березовский в Киеве вряд ли появится, то госпожа Тимошенко явно идет на пост премьера, хотя и ей нелегко — в Донбассе она оказалась со смененной прической, в майке местного клуба и с русской речью. И когда успела выучить? Так в чем же дело? Может быть, Украина уже стала федерацией?
Все дело в том, что баланс качнулся в другую сторону. Так всегда бывает после выборов или, тем более, революций. На Востоке газ, нефть, инвестиции, рынки, десяток миллионов рабочих мест для украинцев. Москва конкретно бросила на чашу весов украинских выборов двойное гражданство, три месяца без регистрации, газовый консорциум, газопровод «Богородчаны — Ужгород». Это реальные и сегодняшние десятки миллиардов долларов. Но все это давалось под Януковича.
Запад дал под Ющенко только обещания — возможно в ЕС, возможно в НАТО, возможно безвизовый режим в Европу. Сейчас стоит задача сделать так, чтобы все, что Москва уже подготовила для Януковича, в итоге получил Ющенко. Ратовать за победителя украинских выборов готовы ехать в Москву канцлер ФРГ и президент Польши. Не исключено, что к уговорам Кремля подключится и Белый Дом. Другого ведь выхода нет, так как при всем желании Вашингтон не потащит газ и нефть через Атлантику. Он даже Турцию не уговорил взять на энергосодержание Тбилиси. Так что впереди большой и интересный политический торг, где найдется место и посредникам.
А. Лукашенко, несмотря на собственные слова, что «мне не следует туда вмешиваться. Я очень аккуратно, вы видели, этот период проходил, не вмешиваясь ни в какие дела, хотя просьбы были и меня подталкивали к этому», несомненно, ищет любую возможность втянуться в начинающийся на юге политический процесс. Мы уже писали об этом месяц назад: «Естественно, в ситуации, когда обострение отношений между Россией и Украиной в 2005 году практически неизбежно, А. Лукашенко обязательно попытается вернуться к роли „разводящего“ между В. Ющенко и В. Путиным» (Задание на зиму…). Тем более что, по мнению белорусского президента, «Европа начинает трезветь. Они понимают, что не нужна в центре Европы страна с дестабилизированной экономикой и политикой. Это нас радует».Не знаем, что особенно радует А. Лукашенко в «трезвой» Европе (возможно, новые расширения списка невъездных белорусских чиновников), но он готов опереться не только на Брюссель или Киев, но даже на черта, лишь бы было с чем ехать в белокаменную. Вот только не зовут и в ближайшие 6-8 месяцев точно не позовут. А там видно будет. Спасибо, что хоть газ поставят… при «технической возможности».
«Я вам очень благодарен… Ну, все так говорят в конце, и я тоже так говорю»
(Александр Лукашенко,пресс-конференция 22.01.98).