История вопроса

Принудительный труд, в виде крепостного права, у нас существовал до 1861 г. Второй раз беларусов закрепостили при Сталине, в 30-е годы прошлого века, после проведения коллективизации. В третий раз произошло выделение граждан, получающих образование, в самостоятельную категорию принудительно трудоустраиваемых — Приказом Минвуза СССР от 18.03.1968 № 220 «Об утверждении положения о персональном распределении молодых специалистов, оканчивающих высшие и средние специальные учебные заведения». Четвертый раз институт распределения пришел (а точнее, остался, «перешел по наследству») в законодательство суверенной Республики Беларусь в начале 1990-х годов, когда был издан Приказ Министерства образования Республики Беларусь от 15 марта 1993 № 84 (с изменениями) «Об утверждении временного положения о распределении выпускников высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведений Республики Беларусь». Затем 2 апреля 1997 года Совет Министров Республики Беларусь принял специальное постановление № 276 о распределении молодых специалистов. Однако острая дискуссия в отношении института распределения возникла лишь с принятием Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 14.10.2002 г. № 1423 «Об утверждении положения о распределении выпускников, которые обучаются за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов в учреждениях образования, которые обеспечивают получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования в Республике Беларусь» (далее — Постановление № 1423; первая редакция Положения о распределении). С 1 сентября 2011 года основным документом, регулирующим вопросы принудительного труда выпускников, является Кодекс об образовании, принятый 13 января 2011 г. № 243-З

Как это работает

Молодые специалисты обязаны отработать по распределению один год — после получения профессионально-технического образования, два года — после получения среднего специального или высшего образования в местах, определяемых комиссиями по распределению выпускников.

Нанимателям независимо от форм собственности запрещается принимать на работу молодых специалистов (а молодыми специалистами считаются только те выпускники, которые подлежат распределению) без свидетельства о направлении на работу и увольнять их до окончания обязательного срока работы, за исключением увольнения по инициативе нанимателя за виновные действия. Правовым основанием для заключения трудового договора (контракта) служит не волеизъявление работника по найму — молодого специалиста и согласие сторон, а обязательное к исполнению свидетельство о направлении на работу. Данное свидетельство является документом строгой отчетности. При этом речь не идет о направлении молодых специалистов исключительно в зоны, пострадавшие от аварии на Чернобыльской АЭС. Такое распределение осуществляется на всей территории Республики Беларусь по заявкам организаций на требуемое количество мест рабочих (служащих), специалистов.

Распределение и трудоустройство молодых специалистов контролируется государственными органами. Порядок обжалования решений комиссий по распределению выпускников учреждений образования, в том числе в суд, не предусмотрен.

Не согласен — под суд

В прошлом году более 3 тысяч выпускников из 21 тысячи подлежащих распределению смогли этого избежать. При этом 15% минских выпускников-бюджетников получили право на свободное трудоустройство. Самым популярным «откосом» от распределения стало поступление в магистратуру. Самым непопулярным — служба в армии. И только 69 человек просто не явились по месту работы — теперь им угрожает суд, который заставит заплатить государству деньги за полученное бесплатное образование.

Права человека и принудительный труд

Беларусь, введя институт принудительного распределения молодых специалистов, осталась единственной европейской страной, практикующей принудительный труд (в данном случае не имеются в виду выпускники, получившие образование по договору о целевой подготовке).

Конституционный суд Республики Беларусь в своем решении от 30 августа 2006 года признал, что распределение выпускников высших и средних специальных учебных заведений, за исключением обучающихся в них на платной основе, введено «в целях улучшения кадрового обеспечения важнейших отраслей хозяйства Республики Беларусь», что «персональное распределение молодых специалистов в нынешних условиях является вынужденным шагом со стороны государства, обусловленным в определенной мере трудностями переходного периода». Изложенное свидетельствует, что нормативные предписания об обязательном труде молодых специалистов, направляемых на работу по распределению, не подпадают под оговорки пункта 2 ст. 2 Конвенции МОТ № 29, что прямо противоречит части четвертой статьи 41 Конституции, а также ст. 13 Трудового Кодекса и международным обязательствам Республики Беларусь.

Таким образом, обязательная отработка установленного срока выпускниками учреждений образования на основании свидетельств о направлении на работу соответствует, правовому смыслу термина «принудительный или обязательный труд», означающий в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Конвенции МОТ № 29 «всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания, для выполнения которой это лицо не предложило своих услуг добровольно».

Качество жизни и качество труда молодых специалистов

По закону судьба молодого специалиста за пределами проходной завода, двора колхоза никого не должна интересовать

— Жилье молодой специалист приобретает, снимает за свой счет. Ни работодатель, ни органы местной власти не обязаны помогать молодому специалисту в поиске жилья. В итоге многие выпускники, которым посчастливилось распределиться недалеко от малой родины, ездят на работу за десятки и километров.

Денежная компенсация в связи с переездом в другую местность — «подъемные». Несмотря на то, что государство обязано выплачивать «подъемные», иногда наниматели отказываются платить, ссылаясь на то, что отсутствует регистрация по месту работы. А регистрация, в свою очередь, предполагает наличие жилья, которое выпускник часто не может позволить себе снять.

— Трудовое законодательство не запрещает нанимателю при распределении заключать трудовой договор на неполную занятость, к примеру, на 0,5 ставки, чем некоторые и пользуются.

По закону выпускнику должны предоставить первое место работы в соответствии с специальностью и квалификацией, полученными в учреждении образования. Но чаще всего рассчитывать на то, что молодой специалист станет действительно специалистом, не приходится. Живой пример: молодой специалист по специальности социолог, с квалификацией «Социолог. Преподаватель социологии и социально-политических дисциплин». Сам из Гродно, там родился и учился, по распределению отправили в Гомельскую область, Лельчицкий р-н, деревня Прибаловичи, директором дома культуры….

«Сейчас среди молодежи модно ехать на село. Особенно в агрогородки….».

— провозгласил в свое время министр образования Радьков.

Знал ли Радьков когда говорил это, о молодом специалисте который повесился в 2006 годудеревне Иванова Слобода (Лельчицкий район)? Его руководитель Екатерина Яковлевна Колесная вспоминает, что в деревне парню было тяжело, он неоднократно повторял, что смерть предпочтительнее таких условий жизни. Или вот по материалам научно-практической конференции представителей предприятий и научных работников БГСА (2011 год): «Из бесед с молодыми специалистами обнаруживается, что причинами недовольства являются низкий уровень оплаты труда, неудовлетворенность социально-бытовыми условиями и распорядком рабочего дня, особенно в летне-осенний период, когда молодой человек не имеет даже выходного дня».

Двух-трех летний принудительный труд не устраивает высшее руководство страны:

«Никому не будет позволено просто отработать какой-то срок по распределению и перейти на другую работу. Без разрешения председателя райисполкома никто не сможет перейти на другую работу… Мы придумаем, как это сделать, чтобы не наломать дров… Вот и вся демократия, но без этого село мы не спасем, как и здравоохранение». (2008 год, из выступления Лукашенко на Брестчине). Еще (о медицинских работниках):«Мы тебя научили — иди, отрабатывай на государство, и не год-два, 10 — 15 лет».

Средство мирной борьбы против принудительного труда:

Выпускник БНТУ 2006 года Илья Сенников, получивший свой диплом ещё до введения обязательного распределения, подал жалобу в Комитет по правам человека ООН по факту нарушения Республикой Беларусь права на свободный труд, а также предусмотренный п. 3 ст. 8 Пакта запрет на принуждение к принудительному труду.

На сегодняшний день это единственный правовой механизм, который можно использовать в случаях, когда государство нарушает права граждан, а суды не обеспечивают их защиту.

Основной аргумент принудительного распределения: «государство платит за обучение». В таком случае нужно как-то регламентировать отработку пособия на рождение ребенка, а пенсионеров, получивших по 500 тыс. рублей на овощи, отправить на отработку в колхоз на уборку этих овощей. Видимо, только так мы и государство поднимем, и спасем и «село, и здравоохранение».