Во внутренней политике мы рискуем
только потерпеть поражение;
внешняя политика способна свести нас в гроб.

Джон Кеннеди

Завтра, в первый вторник ноября (после американских «дожинок») народ единственной мировой супердержавы будет выбирать своего президента. На Земле нет более могущественного человека, чем президент страны с 300 млн. граждан и ВПП в 10 триллионов долларов в год. Одновременно нет и человека, на плечах которого не лежала бы такая ответственность за судьбы мира, какая она возложена на обитателя Белого Дома. Впрочем, есть еще один человек, который по своим силовым возможностям равноправен американскому президенту, — это хозяин Кремля. Россия до сих пор является единственной страной в мире, которая способна за 30 минут уничтожить США, как, впрочем, и США Россию. Не стоит забывать, что Москва никогда не допустит, чтобы ядерный паритет был нарушен…

Политический истэблишмент Российской Федерации сделал свой выбор. Официальная Москва встала на сторону Дж. Буша-младшего. В самый разгар октябрьских захватов заложников в Ираке президент России заявил: «активизация международных террористических организаций в Ираке, особенно в условиях сегодняшнего дня, направлена не только и не столько против международных коалиционных сил, сколько против президента Буша… Если террористы добьются поражения Буша на выборах, они будут праздновать победу над Америкой и всей антитеррористической коалицией, что может привести к активизации международного терроризма». Несмотря на то, что В. Путин подтвердил — Россия до последнего момента была противником военного вторжения в Ирак, — российский президент фактически выступил за продолжение вооруженной акции США и их союзников в Месопотамии, чем фактически высказал опасения Москвы насчет появления в Белом Доме демократа Джона Керри.

Это не первый случай публичной поддержки российским президентом своего коллеги из Белого Дома. На пресс-конференции в ходе последнего саммита «большой восьмерки» он твердо заявил, что аморально со стороны противников Буша политически критиковать президента. Не стоит забывать и о сенсации лета 2004 года: в момент, когда противостояние между Конгрессом и президентом США по вопросу финансирования войны в Ираке достигло апогея, помощь Дж. Бушу пришла из Москвы. В. Путин обнародовал информацию российских спецслужб о том, что в свое время Саддам Хусейн планировал террористические акты на территории Соединенных Штатов. Такая поддержка многого стоит.

Американские продемократические СМИ жестко критикуют В. Путина за эту поддержку американского президента, считая, что одной из целей таких действий Кремля является получение индульгенции на право наносить предупредительный удар по территории другого государства и «вести себя на международной арене столь же развязно, как США под руководством партнера Путина из Техаса». (The Washington Times. 25.10.04). Стоит напомнить, что после катастрофы в Беслане В. Путин публично объявил о праве РФ на атаку террористов на территории любой страны.

Позиция демократа Керри по поводу американской операции в Ираке страдает непоследовательностью, что, в принципе, прекрасно известно и не требует детального освещения. В свое время он поддержал вторжение, однако это не помешало ему через определенное время тут же его подвергнуть критике. Сенатор очень настойчиво и не без успеха использует известие о каждой очередной жертве на берегах Нила и Евфрата против республиканской администрации. В то же время Москва, имея свою войну на юге страны, не без оснований считает, что, приняв на себя удар мирового террористического сообщества за тысячу километров от отрогов Кавказского хребта, американцы сохранили жизни сотням, если не тысячам российских солдат.

Кроме того, помимо борьбы с терроризмом, в современной американской политике, проводимой твердой рукой Дж. Буша и его администрации, есть еще масса политических и экономических моментов, которые вполне устраивают Кремль. К ним необходимо отнести политику по снижению ставок рефинансирования ФРС США, что позволяет накачивать свободными финансовыми ресурсами торговые площадки сырьевых бирж мира, — отсюда рост цен на нефть, золото, металлы платиновой группы. При Буше США активно втянулись в своеобразное соперничество с бурно растущим Китаем, что облегчает России диалог с могучим дальневосточным соседом. Политическая и экономическая конкуренция между Вашингтоном и Брюсселем носит долговременный характер, что также благотворно сказывается на контактах между ЕС и РФ. Республиканцы относительно благосклонны к вступлению РФ в ВТО. При всех реальных и возможных издержках (ЮКОС, критика политической реформы В. Путина, Чечня и т. д.) Россия заинтересована именно в республиканском Вашингтоне.

Но главное, тем не менее, в войне против террора. В случае смены караула в Белом Доме Москва боится самого страшного — эвакуации американских и союзнических войск из Ирака. Освободившиеся воины «джихада», оглушенные долгожданной «победой», заполонят окружающие страны, включая Закавказье. Первой, между прочим, будет уничтожена Грузия. Затем — настанет очередь Северного Кавказа. С учетом того, что и сейчас в Чечне воюют десятки арабов-наемников, то тропа протоптана.

Керри, в случае его электоральной победы, не будет воевать с мировым террором с тем же напором, что его предшественник. Он сторонник ввода санкций против государств, дающих террористам убежище. При этом он кивает на пример Ливии, которая через два десятилетия международных санкций все-таки нашла в себе силы вернуться в цивилизованный мир. Демократы не могут себе позволить втянуть себя в длительное вооруженное противостояние с неуловимым и крайне опасным противником. Ввиду этого в российском истеблишменте существует мнение, что Кэрри переключится на старого «врага» западной цивилизации — Россию. С этим «врагом» проще — его не надо искать в горах и песках и он обладает ядерной триадой. Сферы, где Россия встретит жесткий напор администрации демократов, известны: ситуация с демократией и правами человека (Чечня), экспорт высоких технологий, вступление в ВТО и деятельность в СНГ.

СНГ — обширное политическое поле для временных союзов и долговременного противостояния между Москвой и Вашингтоном. Где-то Москва явно уступает и даже не против доминирования США (Средняя Азия), где-то яростно противостоит американскому вмешательству (Украина), а где-то косвенно начинает втягивать Вашингтон в новые кризисы (Беларусь). В отношении последней Кремль мало чем рискует, так как, убрав А. Лукашенко чужими руками, Россия однозначно сохранит контроль над соседним государством, которое в высшей степени экономически и политически привязано к восточному соседу. В этом сценарии реальным и, что важно, решительным и быстрым игроком может быть только Дж. Буш. Демократ Кэрри вряд ли возьмется за установление демократии в небольшом европейском государстве, не решив иракскую проблему. Так что в случае победы Кэрри у Минска появится значительный временной резерв, который республиканцы ему не предоставят. Стоит напомнить, что после 17 октября каждый день играет на пользу белорусскому президенту. Ему надо поистине «день простоять и ночь продержаться».

Отношение белорусских властей к Вашингтону замешано на сложном коктейле из почти парализующего страха, ненависти к идеологии, неустанно проповедуемой и распространяемой Америкой по всему миру, и одновременно безграничной зависти к военной мощи и индустриальной силе этого государства.

Многолетние, почти героические усилия белорусских дипломатов с целью хоть как-то закрепиться в среде американской элиты так и не принесли своих плодов. С ними разговаривают, вежливо интересуются очередными политическими новостями с Родины и не более. И то это делают представители демократического истэблишмента Америки. Достучаться до истинных хозяев США — республиканцев — белорусские дипломаты вряд ли когда-нибудь смогут, как никогда уже не сможет А. Лукашенко обменяться рукопожатием с хозяином Белого Дома у знаменитого камина. Кое-кто из наших «твердолобых» скажет: «Ну и пусть, не больно надо» — и соврет. Еще как надо!

Беларуси не выйти из международной изоляции, не войти в ВТО, не стать высокотехнологическим государством, не добиться реальной безопасности (о чем так много говорилось перед референдумом) без поддержки руководства США. К сожалению, Россия — это не весь окружающий нас мир, всю гамму столь необходимых нам технологий она предоставить Беларуси не в силах. Кроме того, рынки России уже не столь устойчивы, какими они были всего десятилетие назад. Но и Беларуси нельзя вечно жить тем, чтобы закупать на Востоке и Западе новинки, раскручивать их по деталям и клепать свое. Северной Корее этот метод не помог.

Для того чтобы сломать негативную для себя тенденцию, во главе которой стоит Вашингтон, стране необходима новая стратегия развития, новые объявленные цели, совпадающие с общемировыми ценностями. Чтобы не получить от придирчивых критиков обвинений в непоследовательности, обратимся к собственным словам, написанным четыре месяца назад, когда текст «Акта о демократии в Беларуси» только обсуждался: «Но сейчас, к огромному сожалению официального Минска, в преддверии конституционного референдума белорусским властям нечего предложить США. Минск не может пойти ни на прозрачные и демократические выборы, ни на снятие блокады с независимых СМИ, ни на конкурентность на политическом рынке. Но, решив в октябре (статья написана в июне 2004 г. — А.С.) вопрос о своем политическом будущем, А. Лукашенко будет не против приступить к строительству отношений между Минском и Вашингтоном с „белого листа“. Белорусское руководство уже убедило само себя, что вопрос о смене хозяина в Белом Доме решен» («President next», 21/06/04). За прошедшие месяцы к своду претензий Белого Дома к режиму Лукашенко добавились очень опасные для последнего обвинения в отмывании денег Саддама Хусейна, продаже оружия в «горячие точки», где оно могло попасть в руки террористов, покровительстве лицам, замешанным в убийствах политических противников режима, и т. д. У А. Лукашенко нет оснований надеяться, что этот натиск из-за океана ослабнет хотя бы на день, пока в Овальном кабинете сидит Дж. Буш.

Белорусские власти жестко настроены на победу демократов в борьбе за Белый Дом. Для них это единственный шанс выжить. После подписания Дж. Бушем «Акта о демократии в Беларуси» они оказались за рубежом цивилизованного мира («Буш даже не читает документы, которые подписывает» БТ, 21.10.04). В принципе, у Минска нет иллюзий и в отношении демократов, но белорусское руководство уверено, что Кэрри обязательно возглавит то утихающее, то обостряющееся противостояние между Западом и Востоком. В случае американо-российского кризиса у белорусского президента откроется «второе дыхание». Вот он и ждет этой новой ядерной угрозы миру, чуть ли не колдуя в каждом своем публичном выступлении об усиливающейся с каждым днем военной угрозе со стороны НАТО.

Кроме того, не стоит забывать, что Беларусь находится в числе мировых лидеров по размаху антиамериканской пропаганды. Усилиями белорусского агитпропа Вашингтон в целом, а Дж. Буш в частности превратились в исчадие ада. Может быть, белорусские власти считают, что демонстрация в октябре во всех белорусских кинотеатрах фильма М. Мура «Фаренгейт 9/11» зачтется новой американской администрацией? Не вдаваясь в оценки документального «шедевра» (Мур мог бы для начала у советских документалистов поучиться, как агитки делать), стоит отметить иллюзорность таких надежд.

К сожалению, в агитационном походе против США Минск ничего принципиально нового не добавил к многолетней пропагандистской риторике Милошевича, Хусейна, Фиделя Кастро, Ким Чен Ира. Это лобовая и неинтересная для исследователя атака, не имеющая перспектив, построенная по принципу «Сам дурак». Заменить столь необходимый Минску диалог с американским истэблишментом она не может. Так, в частности, из традиционной критики республиканской администрации за вторжение в Ирак постепенно исчезли борцы за независимость, так как сложно назвать дикарей, отрезающих головы ни в чем не повинным заложникам, солдатами сопротивления. Однако белорусские государственные СМИ тут же объявили несчастных заложников «жертвами безразличия властей их стран» (БТ, «Панорама», 28.10.04). Это не просто оговорка, так как с тем же основанием можно обвинять В. Путина в убийстве детей Беслана, что, между прочим, многие европейские СМИ и сотворили. Но на той же почве был обоснован президентский референдум в Беларуси — «я несу хрустальный сосуд» (А. Лукашенко), т. е. В. Путин и Дж. Буш «не несут», а постоянно «роняют», получая все новые и новые жертвы терактов и боестолкновений в горах Чечни и на улицах иракских городов.

Поразительно, насколько в унисон белорусской антибушевской пропаганде попало выступление Усамы Бен Ладена («AlJazeera», 29.10.04), пригрозившего расправой американцам, голосующим за Буша. Естественно, что Минск не может грозить кулаком американскому избирателю, но и ему нашлась работа — критика избирательной системы США и прав человека (»…большинство американцев словно ослепло и не замечает, что от их свобод, гарантированных их Конституцией, сегодня уже мало что осталось» (А. Андреенко. «Буш и Керри: один орден на двоих». Республика, 29.10.04.) — трогательная забота об американской Конституции!).

Раскрытие несовершенства американской избирательной системы, между прочим, старейшей в современном мире и сохраняющей многие процедуры XVIII века, когда не было не только компьютера, автомобиля и железной дороги, но даже мобильника, — дело во многом выигрышное и относительно безопасное. Особую пикантность белорусской критике США за организацию президентских выборов придает поразительная компетентность белорусской стороны в вопросах возможных фальсификаций где-нибудь на просторах Алабамщины. Комментаторы белорусских телеканалов с таким знанием дела рассказывают о гибельности для народного волеизъявления предварительного голосования (!) (на этом особо специализировался Глеб Лавров из «P.S.» 25.10.04.: «урны на участках останутся вне контроля наблюдателей!»), что невольно начинает казаться, что опыт белорусской «вертикали» по организации «открытого и прозрачного голосования» уже воспринят американской исполнительной властью. Остается только надеяться, что последнее достижение белорусского ЦИКа — ровные и аккуратные стопки (!) проголосовавших бюллетеней в урнах для предварительного голосования — все-таки не будет обнаружено на американских избирательных участках.

Управляемость белорусского агитпропа поразительна — не далее как два месяца назад белорусские государственные СМИ убеждали белорусского избирателя в невиданной честности выборов, одновременно гневно отвергая критические аргументы оппонентов с Запада и собственной оппозиции. Сейчас те же СМИ, взяв на вооружение аргументы оппонентов, убеждают избирателей в том, что честных выборов в США не может быть в принципе. Такое пропагандистское сальто-мортале делает честь дрессировщикам из Администрации президента РБ.

Конечно, ничего не мешает белорусским властям определенное время после возможной победы Дж. Буша твердить в белорусском медийном пространстве о фальсификации его победы, но рано или поздно проблемой взаимоотношений с Соединенными Штатами придется плотно заниматься. Причем злободневность повестки дня находится вне зависимости от партийной принадлежности нового/старого хозяина Белого Дома. Позиция США по отношению к «белорусской проблеме» является ключевой в быстро строящейся антибелорусской баррикаде на Западном фронте.

Беда официального Минска в том, что у нас появился и Восточный фронт. Годами белорусская пропаганда использовала тезис, что причиной ухудшения взаимоотношений между РБ и Западом является «настойчивое стремление белорусского руководства к полномасштабной интеграции с РФ». Симптоматично, что сейчас так говорят скорее по инерции только «аналитики» вроде господина Суряева (БТ, 21.10.04), да и то потому, что трудно обосновать твердолобое желание Минска восстановить против себя весь цивилизованный мир. В эти «стремления к интеграции» давно не верят не только в путинской Москве, но и в республиканском Вашингтоне.

Минск всеми силами постарался смикшировать эффект от поддержки, оказанной В. Путиным Дж. Бушу, критикуя «братскую Россию» сквозь зубы. «Но вот с формулировкой Путина насчет проигрыша Буша (что будет означать победу мирового терроризма — А.С.) трудно согласиться. Если страх правит миром, то именно страх может толкать людей на изменение или, вернее сказать, на исправление ошибок. Хотя может быть и по-другому: страх может стать причиной принятия неверных и скоропалительных решений» (Р. Турарбекова. «США голосуют. Шоу продолжается». «Обозреватель», 22.10.04). В общем, «струсивший» Путин должен был у А. Лукашенко поучиться, как надо противостоять мировому терроризму. Только стоит отметить, что для США и России террор олицетворяет Усама Бен Ладен, а для Минска — Дж. Буш-младший. Мишени не просто разные, а противоположные. Все это заставляет взгрустнуть — Беларусь уверенно заняла место в «оси зла». По почти сформировавшейся традиции международной политики конца XX века, против таких стран можно применять все возможные меры устрашения и прямого насилия. Наверное, таков «выбор» нашего народа — «стабильность и безопасность» в форме международного изгоя. Во всяком случае, так нам пытаются доказать.

Что же делать? Ведь санкции не за горами. Без мощных союзников удержаться против скоординированной атаки Запада невозможно. Однако после «киевского инцидента», когда Л. Кучма на глазах В. Путина в резкой форме отчитал А. Лукашенко за стремление «уединиться и объясниться», белорусский президент остался совершенно один. Новый «Боинг» впору срочно продать. Не в Витебск же на нем летать?