Могла ли сборная Беларуси выйти в плей-офф чемпионата Европы-2012 по футболу?
Борис Тасман. Наша команда заняла в групповом отборочном турнире четвертое место, набрав 13 очков (те же место и количество очков были у нас и два года назад). Судя по отставанию от победителей — французов (21 очко) и занявших второе место боснийцев (20), шансов на выход в следующую стадию у белорусов не было вообще. Разве что могли обойти румын (14).
Однако по ходу турнира ситуация складывалась для нас весьма благоприятно. Что называется, карта шла в руки. В первом туре сборная Беларуси сенсационно обыграла в Париже команду Франции — 1:0. Этому способствовал июньский скандал, произошедший в сборной Франции на чемпионате мира-2010 в ЮАР: команда восстала против тренера Раймона Доменека. Группу ведущих игроков дисквалифицировали, а сборную возглавил новый тренер Лоран Блан.
Через четыре дня после триумфа сборная Беларуси, руководимая Берндом Штанге, довольствовалась нулевой ничьей в домашнем матче с румынами. Немецкий тренер представил это как достижение, хотя его подопечные большей частью отбивались и за весь матч не нанесли ни единого удара в створ чужих ворот. Затем команда Штанге допустила сбой, полностью нивелировавший победу над французами: матч в гостях против Люксембурга также принес нулевую ничью. После этого получился зрелищный матч в Минске против Албании, в котором белорусы впервые предстали атакующей командой — 2:0. Между тем, албанцы тогда здорово нам подсобили, сыграв вничью и с румынами и с боснийцами.
На зиму команды уходили в таком порядке: 1.Франция — 9 (4 игры). 2.Беларусь — 8 (4). 3.Албания — 5 (4). 4.Босния — 4 (3). 5.Румыния — 2 (3). 6.Люксембург — 1 (4).
Нашим предстояло весной, 26 марта, сыграть всего один поединок — против Албании в Тиране. Успех в этом матче уводил бы белорусов вперед от боснийцев и особенно от румын и обеспечивал важное психологическое преимущество. Но Штанге еще до матча стал жаловаться на дисквалификации нескольких футболистов и невыгодную для нас дату, то есть заранее подстелил соломку. Албанцы победили минимально (1:0), но счет мог быть и разгромным: то был, пожалуй, худший матч белорусов в отборочном цикле.
После того, как были раздарены очки румынам, люксембуржцам и албанцам, сборную Беларуси могли выручить лишь подвиги, сродни «французскому». Но выиграть еще раз у Франции не получилось — 1:1. И все решилось в очных дуэлях с Боснией и Герцеговиной. Уже первый матч в Минске показал, что на поле команды разного уровня: технически, тактически и психологически гости превзошли хозяев — 0:2. Через четыре дня в Зенице боснийцы подтвердили свое превосходство — 1:0.
При том, что белорусы пропустили немного — 7 мячей, они непозволительно мало забивали — 8 (французы — 15, боснийцы — 17, румыны — 13). Главный тренер белорусской сборной постоянно перестраховывался и делал явный акцент на оборону.
Штанге проявил абсолютную неспособность выстроить атакующие действия команды и при этом постоянно искал оправдания демагогического характера: «неоптимальный состав», «нам не достает двух-трех креативных футболистов», «мы — маленькая собачка, которая пытается укусить большую» и т. д. Одновременно немец показал себя неплохим пиар-менеджером, но к непосредственной цели его 50-месячного пребывания в Беларуси это отношения не имеет.
Пример того, как весьма средняя команда может достичь большой цели, продемонстрировал Георгий Кондратьев, приведший подопечных к бронзовым наградам молодежного чемпионата Европы и завоевавший с ними олимпийскую лицензию. Он, скорее всего, и сменит Штанге у штурвала национальной команды.