В трудные времена возникает непреодолимое желание найти волшебную палочку для решения стоящих перед страной проблем. Поэтому власти то вдруг вспоминают полузабытых предпринимателей и обязывают их реализовать за границей накопившиеся в стране неликвиды, то видят спасение не в перестройке хозяйственного механизма на рыночные рельсы, а в массовом импортзамещении. Выявилась еще надежда поправить дела за счет массового привлечения в страну мигрантов. Мол, чем больше наедет в страну работников — тем больше они произведут валового внутреннего продукта, тем проще будет отчитаться о достигнутых успехах.
В принятой в августе 2011 г «Национальной программе демографической безопасности Республики Беларусь на 2011–2015 годы» специальным разделом прописаны мероприятия по привлечению мигрантов «в интересах Республики Беларусь» (так прямо и написано). В ближайшие четыре года иностранным гражданам, переезжающим на жительство в нашу республику, будет выплачено Br11,2 млрд компенсаций расходов на переезд и единовременных пособий на обустройство. При этом за рубежом планируется развернуть активную агитацию в пользу белорусского сельского хозяйства и комфортной жизни в агрогородках.
Однако возникает вопрос: какой эффект даст массовое привлечение мигрантов в нашу страну? Для выяснения этого вопроса по заказу Белорусского института стратегических исследований (BISS) был выполнен проект по оценке влияния миграционных потоков на социально-экономические показатели Беларуси. Выводы этого исследования оказались не слишком благоприятными для сторонников массового привлечения мигрантов в белорусский аграрный сектор.
С миграционными потоками в нашей стране (по статистике листков прибытия/убытия Департамента по гражданству и миграции МВД Беларусь) ситуация обстоит достаточно благополучно: за 1997–2010 гг на постоянное место жительства в Беларусь въехало на 129,3 тыс человек больше, чем из нее выехало. Миграционное сальдо Белстат показал положительным за счет активной иммиграции к нам, прежде всего, жителей России (плюс 69,4 тыс человек). Однако Росстат с белорусскими данными не согласен и утверждает, что с 2007 г белорусов на постоянное место жительство переезжает в Россию больше, чем идет поток в обратную сторону. По их данным, сальдо нетто-миграции из Беларуси в Россию в 2009 г достигло почти 3 тыс человек и продолжает увеличиваться.
Но выезд на постоянное жительство — это только вершина миграционного айсберга. Гораздо печальнее для Беларуси обстоят дела с трудовой миграцией. По официальным данным, за последние 14 лет из Беларуси выехало на работу за рубеж по трудовым договорам почти 67 тыс работников, а въехало — только 28, 5 тыс чел. Ежегодное отрицательное сальдо трудовой миграции составило 2,5 тыс чел. Основными странами трудовой эмиграции из Беларуси были (в порядке убывания) Россия, США, Польша, Германия, Чехия.
Приведенные выше официальные цифры выезжающих из Беларуси на заработки не производят шокирующего впечатления. Но проблема в том, что отток незарегистрированных трудовых мигрантов из Беларуси более чем в 30 раз превышает официальный выезд. Особенно усилилась склонность белорусских граждан к трудовой миграции после весенней девальвации белорусского рубля, когда средний заработок в Беларуси стал почти в три раза меньше оплаты за аналогичную работу в России. В результате Беларусь превратилась в чистого экспортера рабочей силы.
Две трети выезжающих за рубеж на заработки являются квалифицированными специалистами. Правда, далеко не всегда работают по специальности: инженеры идут в строители, кандидаты педагогических наук — в воспитательницы детей «новых русских», да и белорусские девушки не всегда возражают против сомнительной, но хорошо оплачиваемой работы. Кроме того, активизировалась виртуальная иммиграция белорусов в формах аутсортинга или фрилансинга. В этих случаях компании-работодатели находятся за рубежом и используют труд сотрудников, проживающих на территории нашей страны. Таким образом, на сегодняшний день происходит реальный отток из страны высококвалифицированной рабочей силы, которая не может найти в Беларуси работу с достойной оплатой.
А вот въезжают в Беларусь в основном менее квалифицированные работники. Это вполне понятно: другие просто не поедут на относительно небольшие белорусские зарплаты. Поэтому сегодня Беларусь привлекательна в основном для малоквалифицированных трудовых мигрантов из Молдовы, Кыргызстана и Таджикистана, Украины. В результате в промышленном и строительном комплексе Республики Беларусь стал ощущаться серьезный дефицит квалифицированных кадров.
Наряду с минусами, от трудовых мигрантов есть и польза: они помогают решать проблему недостатка иностранной валюты в стране. По данным платежного баланса, денежные переводы в Республику Беларусь в 2010 г. составили USD 242 млн. Однако большинство выехавших белорусов скрывают свои заработки за границей. Такое сокрытие получило еще большее распространение после озвученных возможных мер по «наказанию» мигрантов полной оплатой коммунальных платежей, медицинского обслуживания, образования и лишением других льгот. Кроме того, трудовые мигранты не желают платить налоги в белорусский бюджет. Поэтому величина реальных валютных трансфертов от мигрантов в нашу страну в официальной статистике сильно занижена.
Расчеты авторов доклада по оценке влияния миграционных потоков на развитие национальной экономики показали, что в Республику Беларусь поступает от мигрантов валютных средств не менее USD 1 млрд в год. Эти суммы следует рассматривать как существенную валютную поддержку национальной экономики. В связи с этим целесообразно более доброжелательно относиться к работникам, зарабатывающим для страны иностранную валюту за рубежом.
В проведенном исследовании на основе использования современных зарубежных методик достаточно убедительно обоснован вывод, что в современных условиях миграционные процессы стимулируют экономический рост страны только в случае привлечения квалифицированной и высококвалифицированной рабочей силы, производящей относительно большую величину добавленной стоимости. Привлечение же низкоквалифицированных мигрантов и членов их семей с предоставлением им финансовой поддержки приводит к тому, что такие мигранты фактически «проедают» создаваемую ими добавленную стоимость. А поскольку Республика Беларусь является социально-ориентированной страной, то их вклад
в создание общественных фондов потребления (льготно-бесплатные образование, медицина, пенсионная система и т. д.) вполне вероятно будет меньшим, чем они из этих фондов получат. Кроме того, нет никаких гарантий, что привлеченные мигранты останутся работать в белорусской глубинке. Со временем они наверняка начнут искать более выгодную работу и создадут конкуренцию на рынке труда коренному населению. Это может привести к обострению отношений между местными жителями и приезжими. Нужно учиться на печальных результатах активного привлечения мигрантов в Западную Европу, США и Россию и не повторять их ошибки.
Новая белорусская программа демографической безопасности по своим подходам существенно отличается от Федерального закона Российской Федерации от 19 мая 2010 г. № 86-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации». В отличие от белорусского подхода, в российском законе особое внимание уделяется привлечению высококвалифицированных специалистов из других стран с созданием препятствий для въезда низкоквалифицированных мигрантов. После принятия этого закона уже проявилась тенденция увеличения выдачи разрешений на работу квалифицированным и высококвалифицированным специалистам и уменьшение числа низкоквалифицированных мигрантов.
В целом российский закон может быть использован для подготовки аналогичного законопроекта в Республике Беларусь, но с корректировками для белорусских реалий. В частности, в российском законе под термином «высококвалифицированный специалист» понимается иностранный гражданин, имеющий опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности, если условия привлечения его к трудовой деятельности в РФ предполагают получение им заработной платы (вознаграждения) в размере RUB 2 млн и более за период, не превышающий одного года (или примерно USD 5,7 тыс в месяц). Для условий Беларуси эти требования на современном этапе должны быть ниже.
По мнению авторов доклада, проблему недостатка рабочей силы в Беларуси было бы целесообразно решать путем ликвидации излишней занятости на промышленных предприятиях и в других сферах национальной экономики. Ярким частным примером нерационального использования национального трудового потенциала являются кондукторы в общественном транспорте — за рубежом оплату проезда уже давно и вполне эффективно контролирует электроника. Постоянно выявляемую на предприятиях, в организациях и в учреждениях лишнюю рабочую силу необходимо оперативно перераспределять между отраслями на основе совершенствования системы подготовки и переподготовки кадров.
Лучше платить белорусским гражданам за переквалификацию, чем низкоквалифицированным мигрантам за приезд в нашу страну.