Политика походит на мифического сфинкса:
подобно ему она пожирает тех,
которые не разгадывают ее загадок.

А де Ривароль

30 минут общения А. Лукашенко и В. Путина в Ялте открыли белорусский летний политический сезон. 25 мая, на следующий день после возвращения президентского «Ту-154» с черноморских берегов, на четвертой странице государственной газеты «Республика» было опубликовано письмо председателя белорусской социально-спортивной партии и по совместительству депутата ПП НС РБ Владимира Александровича с предложением «народу» и «президенту» начать процедуру конституционного референдума. Итак, долгожданный президентский «совет с народом» начал свой отсчет. Хорошо, когда все идет по плану.

Мы, как всегда, немного демонизируем власть. Все насторожились, когда из этого внешне бесформенного конгломерата людей, идей, интриг, денег и страха, что в сумме и составляет понятие «белорусский политический режим», промелькнуло несколько вполне реальных и подкрепленных ресурсами проектов. Неожиданно почувствовалось наличие холодного и технологичного ума, способного оценивать обстановку и составлять политические стратегии. Это был тревожный сигнал. Стоило усилить наблюдение за всеми действиями государственного аппарата и его СМИ, поставить под неусыпный мониторинг примыкающие к власти профсоюзы и БРСМ.

Сейчас, после нескольких недель анализа, есть основания считать, что уже в середине апреля на стол А. Лукашенко кто-то положил черновую концепцию борьбы белорусского президента за собственное политическое бессмертие. Кто? Можно только догадываться. Не исключено, что в основе концепции лежат плоды труда коллектива авторов. Возможно, что привлекались коллеги из оппозиции. Когда-нибудь мы узнаем их имена.

В апреле А. Лукашенко план утвердил. Во всяком случае, 14 апреля, выступая перед парламентом, он уже имел его под рукой. Но в духе традиций нашего посткоммунистического бюрократического аппарата, план, судя по всему, был разрезан на конкретные задания отдельным органам власти и структурам государственной агитационно-пропагандистской машины. С этого момента он стал жить своей внутренней, чаще всего исключительно склочной жизнью, с каждым днем все дальше отдаляясь от складывающейся как внутри страны, так и за ее пределами реальной политической обстановки.

Ярким примером порочности такой тактики и является письмо Александровича. То, что воззвание «спортсмена» появилось сразу после проваленной А. Лукашенко Ялты, говорит о том, что план был принят к исполнению в автономном режиме. Это его и погубит.

Реальная политика состоит в том, чтобы не замечать фактов.

Генри Брукс Адамс

Власть, по идее, должна создать единый координационный центр. С конструированием этого центра в стенах Администрации президента РБ были некоторые проблемы, так как господин Латыпов, скорее всего, скоро переедет с берегов Свислочи на берега Гудзона. Очень умный и своевременный ход. Идущий ему на смену, по ряду мнений, господин Попков на руководителя кампании не тянет.

Координационный центр, скорее всего, уже существует. Со дня на день мы узнаем и имя того, кто формально «руководит» этим центром (руководитель у нас, как Солнце, всегда один и тот же), но, во всяком случае, будет нести ответственность за работу по легитимизации политического бальзамирования А. Лукашенко. Выбор здесь не богатый, и если использовать белорусскую политическую колоду, которую сейчас активно распространяют среди народа (автор лично наблюдал, как одному из «шестерок», к его огромной радости, подарили упаковочку), то обрисовать круг новых политических камикадзе не сложно.

Прежде всего, штаб не возглавит ни один персонаж из «тузов» или «королей». Про «дам» вообще не стоит говорить, так как одна из них, Дама Пик — госпожа Ермошина, и так будет задействована в конституционном «спектакле» по полной форме. Валеты, «десятки» и «девятки» — материал полностью отработанный. На что способны эти господа — всем известно. Как, впрочем, «двойки», «четверки» и «шестерки» — здесь настоящее кладбище. Повторное появление во главе штаба Червовой Пятерочки — Н. Чергинца — исключено. Человека и так трясет, как в лихорадке.

Остается всего несколько персонажей из «восьмерок», «пятерок» и «троек». Еще есть один молодой товарищ из «седьмого» ряда, но его в свое время проворонила оппозиция, а сейчас открыто «задвигает» власть, что в высшей степени непродуманно. Но это выбор самой власти.

Как ни странно, вне колоды оказался Урал Рамдракович вместе со своей узкой группой приверженцев, а также руководство БРСМ. Между прочим, с Михаила Орды не стоит спускать взгляд. Человек он, безусловно, талантливый, но еще более талантлив его помощник. На ком остановит свой благосклонный взгляд госпожа Петкевич — сказать сложно. Во всяком случае, в кадровом процессе она будет обязательно оглядываться на здание Академии наук.

В целом, политические «дивизии» уже давно выведены в «поле». Но основной бой еще впереди. На место сражения до сих пор не появился «сосед» — В. Путин, который является официальным партнером по строительству союзного государства. А если СГ пусть и формально, но существует, как существуют и единые таможенное, информационное и образовательное пространства, то имеется, пусть и ограниченный, но сообщающийся политический рынок. На этом рынке никто не допустит, чтобы один субъект избирался на строго отведенный срок, а второй превращался в политического Кощея Бессмертного. Так что реакция Кремля на начало в Беларуси процесса конституционного референдума естественна и прогнозируема.

Избирательный бюллетень сильнее пули.

Авраам Линкольн (1809-1865), шестнадцатый президент США

Готов ли официальный Минск к судьбоносному политическому сражению?
Весна ушла на привыкание экономики к почти рыночным ценам на природный газ ($46,67 за 1 тыс. куб. м) и на подготовку начала политической кампании. С середины апреля, раздавая чиновникам и губернаторам «затрещины» и «пинки», президент принялся объезжать Гомельщину и Могилевщину. Пожимание ручек рыдающим сельским бабушкам сочеталось с обходом больничных палат с ветеранами и обругиванием рабочих, «заваливших производство». Президентский PR в самом разгаре. По большому счету, внутри страны никто реально помешать ему не в силах.

Если враг не угрожает, армия в опасности.

Аркадий Давидович

Власть не ждет от оппозиции какой-либо угрозы своим политическим планам. Но оппозиция нужна в роли символа постоянной угрозы белорусскому «процветанию». Пропагандистское «избиение младенцев» является непременным сериалом на белорусском экране. Сам А. Лукашенко на внутренний политический рынок почти не обращает внимание. Но для того, чтобы «войска» не застоялись без дела, власть языками ледников — новиковых и наручниками Ерина неустанно ведет карательные операции против оппонентов власти, чем целенаправленно создает фон для оправдания начала референдума. Обещал же президент, что именно активность оппозиции может заставить его принять решение о всенародном опросе. Так что теперь на телеэкране и страницах государственных печатных изданий оппозиции гораздо больше, чем в реальной жизни. Скоро начнут продавать средство от тараканов с портретом А. Лебедько на этикетке, а пачки сигарет Гродненской «табачки» украсятся фразой: «Минздрав предупреждает — курение и оппозиция вредят Вашему здоровью».

Главный противник не в Минске, он «засел» в Москве. Это понимают все, но не каждый в силах признать это публично. «Пересилил» себя сотрудник Администрации президента РБ, писатель Эдуард Скобелев, который принялся открыто угрожать Кремлю («Спички у политического маразматика», «Республика», 18.05.04). Накинувшись на опубликованные в оппозиционной печати шесть сценариев свержения режима Лукашенко (все сценарии завязаны на политическую волю российской власти), Скобелев тут же приписал «путчистам» планы по организации «политических провокаций, возможно с кровью и жертвами», расписав страшные картины бесчинств оплаченного «контингента», который «бросается на штурм правительственных учреждений, страстно желая, чтобы кого-то из нанятых статистов хотя бы ранили».

Но, естественно, по мнению господина Скобелева, ничего у сил, оплаченных Москвой и коварным Западом, не получится, так как «Европа не перережет собственную пуповину» (если Беларусь — «пуповина» Европы, то кто тогда белорусский президент?), «А. Лукашенко не из той породы, чтобы дрогнуть перед свистом и гвалтом…», и самое главное — «случись что-нибудь серьезное, белорусская армия не только ответит мощным ударом (интересно, по кому? по минчанам?), но незамедлительно соберет десятки тысяч добровольцев из стран СНГ, прежде всего из России. Все эти люди получат оружие. И где они его используют после отражения провокации, — этот вопрос, вероятно, уже просчитан всеми, даже самыми оголтелыми ненавистниками суверенной Беларуси» (Зенон Позьняк отдыхает).

Между прочим, согласно Скобелеву, понятия «власть А. Лукашенко» и «суверенитет Беларуси» являются политически идентичными.

Читатель спросит: это что за кошмар? За что белорусская армия готова утопить Беларусь в крови? Ведь «отражать провокации» белорусские войска будут, естественно, не под Смоленском, а защищая от «провокаторов» «правительственные учреждения» на улицах белорусской столицы. И что это за вооружение «добровольцев из России», которые заранее знают, где его «потом» «использовать»? Это надо понимать так, что Москве грозит десант из Минска в духе октября 1993 года? Невольно возникает ощущение, что мы столкнулись с проявлением какого-то тяжелого заболевания, что-то вроде «красного тифа» или «коммуночумы».

Неужели такого рода статьи на страницах печатного органа правительства Республики Беларусь надо понимать так, что далеко не рядовой чиновник Администрации президента Республики Беларусьимеет полномочия открыто угрожать соседней державе войной, намекать на посылку неких вооруженных «добровольцев»? Впрочем, Эдуард Скобелев сам и отвечает на этот вопрос: «Неужели есть идиоты, которые согласятся спровоцировать этот огонь»…Судя по выше приведенным цитатам, есть. За право А. Лукашенко встретить в кресле президента 2030 год они готовы вырезать собственную страну до последнего младенца, а заодно разжечь гражданскую войну у соседа.

Но господин Скобелев достоин и благодарности. Писательский талант, как говорится, не… Автор «Спичек» прекрасно передал «бункерную» атмосферу верхних этажей «Красного дома». Сидят и ждут «армию Венка».

А «Венка» все нет. Вместо этого 26 мая в Кремле с посланием к российскому парламенту выступил президент России. Отметив, что Российская Федерация заинтересована в развитии интеграции на просторах СНГ, в рамках ЕЭП и евразийского вектора, Владимир Путин даже не «вспомнил» о существовании Союзного государства России и Беларуси. Если учесть, что текст президентского послания федеральному собранию не пишут на скорую руку в одиночестве на коленке в заднем ряду зала, а неделями прорабатывают коллективом аналитиков и экспертов, то такая «забывчивость» является не чем иным, как прямым указанием все ветвям и структурам власти российской: для Кремля нет такого президента, как А. Лукашенко. И человека такого нет. Списали за бесполезность.

Но это в Москве. Между тем в Минске белорусский президент продолжает «руководить». Или создавать иллюзию, что руководит. Во всяком случае, белорусское телевидение, само того не желая, превратило президента в шоумена в стиле «Аншлага». Уже трудно разобрать — где политическая воля, а где присущий А. Лукашенко талант артиста разговорного жанра?

Если хорошую речь повторить три раза —
даже у собак появится отвращение.

Китайская пословица

Но ведь как-то Москве отвечать надо! Тем более что не пройдет и недели, чтобы московские чиновники, депутаты, аналитики и эксперты не предрекли белорусской «империи» закономерный для мировой истории финал. Россиянам по традиции на страницах государственной прессы «отвечают» некие таинственные «Стародубы». «Дуб», наверное, действительно исключительно древний, так как у него на вооружении до сих пор уже заржавевший от старости основной белорусский ответ на все «инсинуации» российских политологов и всяких там Глебов Павловских: «у оппонентов мало информации о жизни „Процветающей Беларуси“. В частности, „Стародубу“ „жаль, что господин Павловский, несмотря на наличие мощного аналитического аппарата и присутствие в Минске своих сотрудников, все же мало знаком с реальной жизнью нашей страны, настроениями белорусов“. В общем, не поддается Беларусь политологическому анализу и все тут.

Что же это за тайна покоится в белорусских болотах, с которой никак не могут ознакомиться ни восточные, ни западные аналитики? Что же это за таинственная страна, где все поголовно хранят от подлых «буржуинов» некую таинственную истину, что хоть жарь любого белоруса на растительном масле «Алея» от УД президента РБ, а он Глебам Павловским ну никак ее не выдаст? Уж сколько лет на все критические замечания наши «Стародубы» все твердят одно и то же: «Вас ввели в заблуждение нечистоплотные журналисты, вы не знакомы с белорусской реальностью, вы не считаетесь с мнениями и настроениями белорусского народа, который начинает день с молитвы на портрет и заканчивает молитвой на тот же портрет». И не устают… Весь этот «желтушный» газетный примитив в итоге порочит саму власть. Следовательно, это кому-то выгодно.

Вот с такими «бойцами» высшее руководство республики собирается «воевати» за безграничную и вечную власть над небольшой и небогатой страной.

Итак, рассмотрим сценарий «Красного дома» на ближайшие девяносто летних дней.

Вбросив в медийное пространство «домашнюю заготовку» в виде письма господина Александровича, Администрация президента или уже, вероятно, отмобилизованный специальный штаб по референдуму некоторое время, по идее, будет отслеживать реакцию белорусского общества. В ближайшее время должны появиться следующие «народные письма» с призывом к белорусскому президенту не покидать свой народ в это «непростое время».

Попутно, по некоторым источникам, с легкой руки С. Костяна, будет использована отвлекающая от референдума версия о наделении парламента большими полномочиями, что позволит решить судьбу А. Лукашенко в стенах ПП НС РБ. Этакий политический «хвост ящерицы». Попадаться на эти уловки оппозиции смерти подобно.

В середине июня президент с парламентской трибуны (скорее всего, не позже последнего дня весенней сессии ПП НС РБ) может объявить, что, судя по получаемым «письмам», пришло время объявить президентский «совет с народом».

Мгновенно начнется вакханалия с подписанием бесчисленных петиций и слезниц. На экране появятся рыдающие трактористы и вздевающие к небу руки фотомодели в спецовках. Детишки в веночках будут петь с экрана о президенте, как о воплощении национальной идеи в век гибельной глобализации. По экранам потянутся бесконечные эскадрильи аистов. (Аист — вершина официозной фантазии. Несчастную птицу превратили во внештатного сотрудника госСМИ. Весь президентский чернобыльский тур прошел на фоне поиска гнезд грозы лягушек. Запомнился один из репортажей из Калининградской области. Репортер, как говорится, не моргнув глазом, заявил, что «когда на балтийском побережье появились белорусы, то люди стали замечать здесь аистов». Раньше, наверное, не замечали… В таком деле все средства хороши: видимо, была надежда, что вся Беларусь начнет рыдать у телеэкрана, умиляясь сама себе.)

В синем небе трепещутся яркие флаги,
Мы шагаем на выборы, как на парад.
Кто сказал, что в стране не хватает бумаги?
Посмотри — тут на каждом заборе плакат!

Александр Тумасян

В общем, нас ждет тяжелая и финансово-емкая пропагандистская кампания. Долго ее не вытянешь. Аисты заклюют. Уже к 3 июля челобитные будут собраны и обобщены. Вероятно, на праздновании 60-летия освобождения Минска (давайте хоть мы будем называть вещи своими именами: к 3 июля 1944 года только треть территории республики была освобождена от оккупантов), президент объявит о начале подготовки к конституционному референдуму, совмещенному с осенними парламентскими выборами. Сомнительно, что такое судьбоносное заявление ему удастся сделать в окружении заблаговременно приглашенных коллег — президентов. Никто не приедет.

С конца июля президент начнет новый облет областей с инспекцией уборки урожая. Посидит за штурвалом гомельского комбайна. Битва с урожаем, как всегда, завершится Дожинками. От Дожинок до референдума останется три — четыре недели. Всё, страну можно переименовывать в монархию.

Кто может помешать этому президентскому заданию на лето? Оппозиция со своими грозными заявлениями никого, кроме себя, не испугает. Оппозиционную печать читают свои же, и в очередной раз распропагандировать этих людей нет никакого смысла. Поквартирный и подворный обход имеет смысл только в случае начала общереспубликанской политической акции.

Летнему расписанию А. Лукашенко может помешать Москва. Кремль еще ни разу не использовал возможности, предоставляемые ему союзным договором. В. Путин может напрямую обратиться к белорусскому народу. В сочетании с почти запрограммированным очередным газовым кризисом обращение президента РФ (возможно, что и объединенное с заявлениями лидеров Европы и администрации США) для судьбы режима А. Лукашенко может иметь характер политической катастрофы. Если выступление В. Путина будет синхронизировано с появлением в РБ альтернативного центра власти, то «вертикаль» за 24 часа сменит своего хозяина.

А. Лукашенко тоже имеет право обратиться к россиянам, но кто его слушать-то будет, кроме господина Зюганова?

Белорусский президент прекрасно осознает российскую угрозу. В Ялте он буквально вцепился в В. Путина, но президент России, вытерпев только часть монолога своего белорусского коллеги, предложил отложить разговор на несколько дней, а в Ялте заняться главным делом — ЕЭП.

5 июня состоится встреча в Сочи. Подготовка к ней в полном разгаре. Администрация белорусского президента лихорадочно отрабатывает аргументы для своего шефа. Однако опытные люди утверждают, что «домашние заготовки» могут не понадобиться. Кремль явно устал бесконечно барахтаться в трясине слов, клятв и обещаний со стороны А. Лукашенко. Не исключено, что Москва предложит начать белорусско-российские отношения с «белого листа». Это предложение было бы хорошим выходом из политического кризиса между двумя странами.

Беда в том, что А. Лукашенко не согласится на «белый лист». Для него это стало бы признанием своего политического поражения, согласием с мнением, что он десять лет морочил голову миллионам белорусов и россиян. В этом случае оправдаться перед белорусским электоратом будет невозможно, так как для этого в белорусских СМИ Россию объявят главным врагом независимого белорусского государства. На этом «белый лист» и закончится.

Есть ли выход для А. Лукашенко? На один из вариантов указывает все тот же неугомонный «Стародуб», которому, наверное, и так хорошо: «…у нас привыкли рассчитывать на себя… У Беларуси есть своя земля, свои интересы и желание взаимовыгодно сотрудничать со всем, без исключения, европейским сообществом».

Насчет «интересов» «Стародуб», конечно, прав. Интересы у руководства страны безграничны, но вот одних «желаний» мало, «желания» должны быть взаимные. Чтобы в страну поступали газ, нефть, металл, продовольственная пшеница, растительное масло, технологии и оборудование для предприятий, чтобы для нас не закрылись западный и восточные рынки, надо иметь легитимное руководство, имеющее право на подписание контрактов и договоров. Это руководство должно быть уважаемо за границами Беларуси. Если этого уважения нет, то такая власть никому не нужна, включая народ, который, по мнению «Стародуба», «привык рассчитывать на себя». По видеоотчетам о поездке белорусского президента по селам-вескам нетрудно составить мнение, что местный люд, лишенный земли как хозяин, привык как раз к иждивенчеству за счет государства.

Остается вариант европейской Северной Кореи с несгибаемым и несменяемым лидером во главе государства. Окончательно окопаемся от всего мира. Ради чего? Ради сохранения власти у одного-единственного человека. Зато урожай будем косить вручную. Похудеем…