Руководитель столичного союза предпринимателей убежден, что доллар должен стоить 4000 белорусских рублей.

Об этом оптимистическом заявлении я узнал из интернета. Подождал пару дней: думал, может, просто журналисты что-то не так поняли, и г-н Карягин объяснит, что он конкретно имел в виду, делая такой реверанс в сторону белорусского рубля. Но г-н Карягин более не касался данного предмета, и я, скорее всего, забыл бы об этом прогнозе, если бы он не выступил в качестве эксперта на БТ.

Лидер столичных предпринимателей засветился «в центре внимания» дважды. В первый раз ведущий зачитал его слова о неизбежной ревальвации белорусского рубля до четырех тысяч рублей. Во второй раз зрители увидели и услышали самого г-на Карягина, который говорил, что для преодоления кризиса все, вне зависимости от формы собственности предприятия, т. е. как токарь с МТЗ, так и бизнесмен, должны повышать производительность труда. Полагаю, что сам г-н Карягин, будучи предпринимателем, уже полгода спит только по четыре часа в сутки — всё деньги зарабатывает, чтобы больше налогов государству заплатить, и своим примером поддерживает идею оплаты налогов в долларах и евро по контрактам с нерезидентами.

Впрочем, своими деньгами и своим временем г-н Карягин вправе распоряжаться как ему угодно. Но говорить что ни попадя публичный человек вроде как не должен, если не хочет «подмочить» репутацию. Обязательно кто-нибудь прицепится: «Уважаемый, что вы тут нагородили?» А г-н Карягин нагородил, хоть и высказался довольно коротко. Четыре тысячи за доллар в ближайшем будущем — это еще куда не шло. Сказал и сказал. Однако г-ну Карягину хочется быть убедительным, поэтому он добавляет, что данный вывод основывается на «наших глубоких исследованиях».

Чьи это «наши», и что это за глубокие исследования такие? Вот и представители Нацбанка говорят, что курс в 5 000 рублей за доллар математически выверенный. Интересно было бы взглянуть на расчеты.

Я умею складывать, вычитать, умножать, делить, извлекать корни и возводить в степень, считать логарифмы и интегралы. Знаю, что производная — это отношение приращение функции к приращению аргумента. Знаю, что с ее помощью можно определить оптимум прибыли фирмы. Я даже помню, как решаются дифференциальные уравнения. Разумеется, не такие замысловатые, какие решает питерский гений Перельман, но и экономика Беларуси, не имеющая даже фондового рынка, не представляют собой задачу, справиться с которой под силу только гению.

Интересно, в Нацбанке, кто-нибудь калькулятор в руки брал, чтобы просто набрать на нем число «5000»? Несчастный Петр Прокопович принародно лгал, что рубль в одночасье не обесценится и на пять процентов, потому что он не мог не лгать. Собственно, это не он лгал, это система лгала через него. «Математически выверенные 5000» — все та же ложь системы. Тут все ясно. Но зачем лгать г-ну Карягину? Лгать о неких «глубоких исследованиях». И кому он вешает лапшу на уши? Рядовым обывателям? Так они и при цене доллара в 3000 и даже в 2150 рублей все значительные приобретения и сбережения пересчитывал в у. е., в долларах то есть. Или финансистам, руководителям предприятий, бизнесменам и более-менее «подкованным» в экономическом отношении гражданам? Так они либо отмахнутся от него с улыбкой, либо скажут: «умеете, г-н Карягин, правильные песни петь».

Только вот тем, кому он эти песни поет, слушать их не очень хочется, так как они никогда бы не открыли допсессию, если бы у них была хоть малейшая возможность удержать реальный курс на уровне 5000 рублей за один доллар.

Впрочем, предсказание г-на Карягина может и исполниться. Для этого властям нужно провести денежную реформу, которой еще не было ни в одной стране (в конце концов, белорусский путь уникален, отчего не сделать эту уникальность еще более наглядной?). Все привыкли к деноминации, которая убирает с банкнот лишние нули. Нули у нас уже убирали. Теперь на очереди операция позаковыристей: будем делить номиналы банкнот на 2. Самой мелкой купюрой опять станет «пятерка», появятся купюры достоинством в 25, 250, 2 500 и 25 000 рублей. Прикольно. И главное, доллар будет стоить около 4 000 рублей.

Ну, а если серьезно, то г-н Карягин как честный человек, не привыкший бросать слова на ветер, — бизнесмен все-таки должен предоставить любопытствующей общественности возможность ознакомиться с «глубокими исследованиями», которые он провел вместе со своими коллегами.

Общественность в моем лице согласна подождать недельку-другую, пока авторы подготовят короткий доклад, а потом начнет звонить бизнесменам, знакомым с г-ном Карягиным, и спрашивать каждого из них: «слушай, а ты не был среди тех исследователей, которые на основе строгого математического подхода установили, что реальный курс белорусского рубля по отношению к доллару колеблется в районе 4 000?». Интересно, что я услышу в ответ?