Как заявил президент Лукашенко, после определения единого рыночного курса белорусского рубля на дополнительной сессии валютной биржи в середине сентября все обменные пункты банков будут обязаны свободно продавать валюту по этому курсу. Предполагает ли эта мера проведение очередной девальвации рубля? Предполагает ли выход на единый рыночный курс ликвидацию множественности курсов?

Дмитрий Иванович. На этой неделе Президентом было объявлено о введении с середины сентября дополнительной сессии на БВФБ, на которой будет формироваться рыночный курс белорусского рубля. Чего ждать гражданам и бизнесу от этого события? Ответ на этот вопрос наиболее полно прозвучал в интервью председателя Нацбанка РБ госпожи Ермаковой.

Итак, прежде всего, на неопределенный период нас ждет множественность курсов. Временной ориентир, на протяжении которого у нас будут, как минимум, 2 курса, вроде бы задан — полтора-два месяца. Однако для выхода на единый равновесный курс может потребоваться и больше времени.

На протяжении этого периода экспортеры по-прежнему будут платить своеобразный налог на деятельность в виде продажи 30% валютной выручки по официальному курсу. Но теперь появляется возможность остальную валютную выручку продать на бирже на дополнительной сессии по тому курсу, который будет там сформирован на основе спроса и предложения. Та валюта, которая будет продаваться на основной сессии, будет идти, прежде всего, на закупку энергоносителей. Оставят ли там очередность — вопрос, но скорее всего погашение валютных кредитов из очередности уберут. Произойдет концентрация спроса и предложения на второй сессии, при этом пока объявлено о закрытии межбанковского рынка.

На этой же дополнительной сессии будет покупаться валюта для последующей продажи через обменники для населения. Фактически для населения произойдет очередная девальвация, хотя официально до сближения рыночного курса и курса на основной сессии ее вроде бы и не произойдет. Продажа для социально значимых целей будет осуществляться теперь уже по рыночному курсу, ибо покупать валюту банки будут тоже по рыночному курсу. В последующем по истечении какого-то определенного времени, когда сложится ситуация, произойдет очередная девальвация и курс «подтянут» к тому, который покажется Нацбанку равновесным.

Нацбанк будет таргетировать курс национальной валюты. Или, грубо говоря, если Нацбанку показалось, что «кто-то шалит», он может дополнительными интервенциями привести курс к нужному значению. И да — Нацбанк будет сам участвовать в торгах, что слегка меняет чисто рыночное формирование курса. Ибо Нацбанк может, и скорее всего будет сдерживать рост курса.

Верхняя планка планируемого курса пока намечена на уровне 10000 белорусских рублей.

Но есть одна проблема с выходом на единый курс. С одной стороны вроде как происходит ужесточение монетарной политики. Снижаются объемы льготного кредитования, увеличиваются процентные ставки по кредитам. Меры декларируются правильные и нужные. Но с другой стороны заявлено об очередной волне социальной поддержки населения в виде поднятия ставки 1-го разряда, различного рода индексациях и выплатах. Что приведет к возникновению дополнительного давления на валютный рынок, ибо в условиях непрекращающегося роста инфляции одним из немногих необесцениваемых активов является валюта. Но не национальная, а свободно конвертируемая.

В результате мы можем столкнуться с ситуацией, когда курс будет расти на ожиданиях дальнейшего обесценивания. Такая ситуация приводит к невозможности выхода на единый курс и переходу к галопирующей инфляции. Поэтому пока заявленные меры противоречат заявленным намерениям. Нужно будет чем-то жертвовать — либо единым курсом, либо социальной защитой населения. И что выберет власть в такой ситуации — на сегодняшний момент точно сказать затруднительно.