Александр Лукашенко 11 августа примет участие в неформальном саммите глав государств ОДКБ в Казахстане, а затем совершит официальный визит в Катар. Как могут быть связаны между собой эти визиты? Чего следует ожидать от данного посещения Ближнего Востока?
Андрей Федоров. С формальной точки зрения никакой связи между этими поездками не существует, хотя, судя по всему, главной целью саммита в Астане будет обсуждение вопросов в связи с событиями, которые происходят в настоящее время как раз в ближневосточном регионе.
В пользу такого предположения свидетельствует высказывание Александра Лукашенко, сделанное 25 июля на встрече с Генеральным секретарем ОДКБ Николаем Бордюжей: «Скрывать тут нечего, весь мусульманский мир бурлит, и не исключена ситуация, что могут возникнуть осложнения и в наших мусульманских странах, прежде всего, Таджикистане, в Узбекистане проблем хватает, Кыргызстане, ну и Казахстан начинает подогревать со всех сторон».
Правда, почему-то не все из названных государств испытывают по этому поводу беспокойство. Так, например, до сих пор неизвестно, примет ли участие в саммите глава Узбекистана Ислам Каримов, который в последнее время откровенно дистанцируется от ОДКБ.
Вдобавок не очень ясно, какую роль может сыграть ОДКБ, поскольку военных угроз ее членам происходящие в арабском мире волнения явно не несут. Так что, скорее всего, будут рассматриваться возможные меры по предотвращению аналогичных ситуаций в странах-участницах Организации, а также по общему противодействию массовым волнениям, буде таковые все-таки возникнут. Причем практика показывает, что в последнем случае едва ли можно рассчитывать на полное согласие союзников.
Что же касается Катара, то хоть он и находится в том же беспокойном регионе, никаких оснований для подобных опасений там не просматривается. Напомним, что двусторонние отношения с этим государством заметно интенсифицировались в 2009 г. В апреле Беларусь посетил и встретился с Лукашенко эмир Катара шейх Хамад бен Халифа аль-Тани. В мае и июне за ним последовали делегации катарских деловых кругов. А в октябре здесь по очереди побывали наследный принц, шейх Тамим бен Хамада аль-Тани, и начальник Генерального штаба вооруженных сил Государства Катар, причем оба были приняты на высшем уровне.
Как сообщалось, на переговорах гостями был проявлен интерес к поставкам продукции МТЗ, БелАЗа, МАЗа, «Белшины», «Керамина», предприятий концерна «Беллесбумпром». Стороны также высказали намерение развивать сотрудничество в инвестиционной сфере, высоких технологий, телекоммуникаций, энергетике, строительстве, сельском хозяйстве и ряде других отраслей.
Однако, насколько известно, в настоящий момент более или менее всерьез можно говорить лишь об инвестициях Катара в местный гостиничный бизнес. Соответственно, следует ожидать, что рассматриваемый визит будет посвящен преимущественно реанимации упомянутых замыслов, что для белорусских властей в условиях обострившихся экономических проблем является особенно важным. В свете этого не исключено, что партнерам будет предоставлены какие-то дополнительные преференции.