— экономические (огромные штрафы за проведение митингов или пикетов без официального разрешения властей, конфискация имущества);
— психологические (открытое унижение в государственных СМИ чести и достоинства, деловой репутации гражданских активистов и тех, кто им сочувствует, различные провокации, запугивание и шантаж и т.п);
— социальные (риск потерять работу);
-уголовное преследование, физическая изоляция от общества.
С ростом протестных настроений в обществе режим вынужден изменять законодательство — для того, чтобы придать произволу и репрессиям законный характер. Ниже приводится примерный перечень нормативно-правовых актов, при помощи которых осуществляется такое давление и узаконивается произвол власти не только в отношении ее оппонентов, но и в отношении больших групп населения.
1. Закон «О статусе военнослужащего» допускает «привлечение военнослужащих в период прохождения военной службы к работам и исполнению иных обязанностей, не обусловленных военной службой». Военнослужащие выполняют их не на добровольной основе, а под страхом наказания за невыполнение приказа. Оплата их труда не предусмотрена.
2.В 2002 г. в Закон «Об образовании» введено обязательное распределение выпускников учебных заведений (молодых специалистов), получивших образование за счет бюджетных средств. Эти лица обязаны отработать по распределению один год — после получения профессионально-технического образования, два года — после получения среднего специального или высшего образования в местах, определяемых комиссиями по распределению выпускников. Распределение молодых специалистов в Беларуси используется как метод мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития страны и отдельных регионов без соблюдения принципа добровольности найма. Нанимателям запрещено увольнять молодых специалистов до окончания обязательного срока работы, за исключением случаев увольнения за виновные действия молодого специалиста. В качестве наказания для молодого специалиста выступает требование о возмещении средств, затраченных на его обучение.
3. В 2006 году принят Декрет Президента № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях». Согласно декрету дети из неблагополучных семей отбираются у родителей во внесудебном порядке, на родителей возлагается обязанность возмещать расходы на содержание детей в государственных детских учреждениях. При невыполнении этого условия декрет предусматривает принудительное трудоустройство (по постановлению суда), а в случае уклонения от труда — уголовную ответственность. «Неблагополучность» семьи устанавливается, как правило, социальными работниками, и это повод для злоупотреблений и произвола власти.
4. В принятой в 2002 году новой редакции Закона «О свободе совести и религиозных организациях» перечислены пять конфессий, которые считаются связанными с историей Беларуси: православие, католичество, лютеранство, ислам и иудаизм. Конфессии, не включенные в этот список, фактически воспринимаются властями как чуждые белорусскому народу (прежде всего, это касается неопротестантских течений).
5. Законодательно запрещена деятельность незарегистрированных религиозных организаций под страхом административной и уголовной ответственности. Начиная с 2001 и по настоящее время, верующие различных вероисповеданий привлекаются к административной ответственности за «создание религиозной организации и руководство ею без регистрации ее устава в установленном порядке». Религиозные общины имеют право действовать только на территории того населенного пункта, где они зарегистрированы. Члены религиозных организаций не имеют права распространять свои религиозные убеждения и осуществлять какую-либо религиозную деятельность (проповедовать, распространять литературу, проводить богослужения и пр.) за пределами территории населенного пункта, в котором зарегистрирована данная община. Фактически религиозным организациям запрещена миссионерская деятельность, что для многих из них является неприемлемым в силу их религиозных убеждений, и на этой почве возникают конфликты с властями.
6. В Беларуси существует узаконенная дискриминация по признаку физического и психического здоровья. Политика государства в отношении инвалидов направлена не на их интеграцию в общество, а на выделение их в особую группу. Власти не прилагают достаточных усилий по созданию безбарьерной среды в населенных пунктах.
7. Начиная с 2004 г., на основании Декрета № 29 Президента работодатели заставили наемных работников перейти на краткосрочные контракты. Такие контракты, сроком, как правило, на 1-3 года, подписали 90% работников. Краткосрочные контракты резко ухудшили положение работников, так как наниматель имеет право уволить работника по истечении срока контракта без объяснения причин. В то же время работник не имеет права расторгнуть контракт досрочно по собственному желанию. На уровне предприятий краткосрочные контракты используются нанимателями для запугивания независимых активистов профсоюзов, лиц, демонстрирующих оппозиционные политические взгляды. Профсоюзы в такой ситуации не могут помочь работникам по истечении срока их контракта. Контрактная система ограничивает конституционное право на труд, противоречит трудовому законодательству и международным стандартам в области труда.
8. В феврале 2009 г. вступил в силу новый закон «О средствах массовой информации». В частности, закон предусматривает регулирование деятельности интернет-СМИ постановлением правительства, перерегистрацию всех СМИ, упрощает процедуру закрытия СМИ, снижает степень защищенности журналистов и редакций. Некоторые его репрессивные положения (о регулировании деятельности интернет-СМИ) под давлением международной и белорусской общественности до сих пор не приняты или применяются в облегченном порядке (о перерегистрации СМИ), однако в целом правовая база деятельности СМИ ухудшилась.
9. Самое негативное влияние на ситуацию со свободой выражения в Беларуси оказывает закон «О противодействии экстремизму», принятый в 2007 г. Определение терминов «экстремизм», «экстремистская деятельность» дано в законе расплывчато и позволяет злоупотреблять им на практике. КГБ инициировало ряд судебных процессов против печатных изданий с применением закона «О противодействии экстремизму».
10. Закон «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь» (новая редакция 2003 г.) серьёзно ограничивает свободу мирных собраний в Беларуси.
В Беларуси существует разрешительный характер организации и проведения собраний. Сложность и длительность процедуры получения разрешения, возможность произвольного отказа серьезно ограничивает свободу мирных собраний.
Одно из таких ограничений касается мест проведения массовых мероприятий. На практике местными органами власти для проведения массовых мероприятий определяются отдаленные парки, скверы, стадионы и другие малопосещаемые места, что часто лишает смысла их проведение.
Законом предусмотрено требование об оплате организаторами собрания расходов, связанных с его проведением (охрана общественного порядка, медицинское обслуживание, уборка территории). Заявители несут материальную ответственность в случае причинения вреда государству, гражданам и организациям участниками массового мероприятия. Данные положения очень часто являются основанием к запрету проведения массовых мероприятий либо к не пропорциональным гражданским искам за якобы причинённый ущерб предприятиям, отвечающим за уборку улиц.
Практически каждое мирное собрание, проходящих без разрешения властей, оканчивалось массовыми арестами их участников и применением милицией физической силы и специальных средств. В ряде случаев участники и организаторы привлекались к уголовной ответственности за организацию либо активное участие в групповых действиях, грубо нарушающих общественный порядок.
11. Законодательство устанавливает сложный порядок регистрации общественных объединений, в том числе политических партий и профсоюзов. Если регистрация коммерческих организаций требует минимальных усилий и осуществляется в заявительном порядке в течение нескольких дней, то регистрация общественных объединений требует подготовки многочисленных документов и занимает свыше одного месяца. Сформулированные в законодательстве основания для отказа в регистрации оставляют возможность произвольного отказа, а некоторые объединения в течение многих лет сталкиваются с постоянными отказами в регистрации. Отказ в регистрации может быть обжалован в суд, но суды не удовлетворяли ни одной из таких жалоб.
С 2000 года в Беларуси не было зарегистрировано ни одной новой политической партии, многим партиям было отказано в регистрации. С отказами сталкиваются многочисленные молодёжные и правозащитные группы, которые пытаются зарегистрироваться.
12. Серьёзным препятствием для создания новых объединений является необходимость иметь офисное помещение в нежилом здании как для республиканского, так и для местного объединения. Общественное объединение или его отделение не может быть зарегистрировано с адресом на частной квартире одного из основателей.
13. Деятельность незарегистрированных общественных объединений, партий, религиозных объединений запрещена с 1999 года, а с 2005 года за нее установлена уголовная ответственность. Статья 193-1 Уголовного кодекса предусматривает лишение свободы на срок до двух лет за участие в деятельности незарегистрированного общественного или религиозного объединения, партии или фонда (независимо от цели или содержания этой деятельности). За период с 2006 по этой статье было осуждено, в том числе лишено свободы, не менее 17 человек.
14. С серьезными проблемами сталкиваются независимые профсоюзы: препятствия для обязательной регистрации (сложная процедура, обязательное наличие юридического адреса без возможности зарегистрироваться по адресу руководителя профсоюза, высокая арендная плата), ограничения для создания и деятельности, профессионального союза на предприятии, в учреждении, организации и в иных местах работы (учебы). Кроме того, члены независимых профсоюзов подвергаются безнаказанному давлению со стороны работодателей, к ним применяются дискриминационные меры.
15. Начиная с 1996 г., в Беларуси все проведенные выборы и референдумы признавались миссиями по наблюдению за выборами БДИПЧ ОБСЕ несоответствующими международным стандартам в области демократичности, свободы и транспарентности избирательного процесса. С момента принятия Избирательного кодекса в 2000 г. он неоднократно критиковался как международными институтами, так и национальными наблюдателями, правозащитниками и политическими партиями.
Таким образом, режим Лукашенко перекрыл не только все пути легальной смены власти, но и каналы для выражения общественного недовольства, для критики и свободного выражения протеста против действий режима, защиты своих гражданских прав.