Гюнтер Грасс — частый гость в Польше. И. конечно же, больше всего его видят в Гданьске, родном городе знаменитого немецкого писателя. Недавний приезд нобелевского лауреата имел особый повод. Грасс не только писатель, но и художник, график, скульптор, работы которого достаточно известны на Западе. Сейчас в Гданьске проходит выставка, на которой представлены его графические работы из циклов «Калькутта», «Последние танцы», а также образцы его художественной резьбы.
Были во время этого приезда писателя и встречи с читателями и, конечно же, с журналистами. Грасс, как всегда, щедро и бескомпромиссно отвечал на вопросы.
Он не поддержал участие Польши в вооруженной интервенции США в Ираке, считая, что народ, переживший немецкую и российскую оккупацию, должен питать отвращение ко всякой войне. «Конечно, — сказал писатель, — я понимаю, что полякам хочется быть в наилучших отношениях с американцами. Но стоит ли платить такую цену? Я имею в виду отношения со странами Западной Европы. Дай Бог, чтобы этот случай был последним».
Что касается вступления Польши в Евросоюз, то здесь Грасс не видит альтернативы, но одновременно предупреждает: помимо выгод, могут быть и проблемы. Он ссылается на Португалию, которую хорошо знает на протяжении многих лет. Перед вступлением в Европейский Союз это была очень бедная страна. И, безусловно, разнообразные программы европейской помощи содействовали улучшению инфраструктуры ее городов, подъему промышленности. Но нельзя не видеть полного разрушения португальского сельского хозяйства, не выдержавшего конкуренции с продуктами стран Евросоюза. Грасс не уверен, что-то же самое не случится и в Польше, где преобладают маломощные частные хозяйства. Он предупреждает о сильном и влиятельном сельскохозяйственном лобби во Франции.
Грасс неоднократно затрагивал в своей публицистике проблемы будущего Европы. Не обошлось без них и на встрече с журналистами. Он попытался в очередной раз развеять польские исторические страхи перед Россией, убеждая слушателей, что без этой страны Европа не будет тем монолитом, каким она должна стать. «Вам следует избавиться от стремления подходить к России как к неевропейской стране, — буквально агитировал Грасс. — Время уже забыть о старых антагонизмах. Россия — ближайший сосед Польши и в целом важнейший партнер всех европейских стран. Экономическое развитие России отвечает нашим общим интересам. Я не представляю себе будущего нашего континента без нее».
Серьезную угрозу для демократии Грасс видит в возрождающихся в Европе националистических движениях. Об этом он пишет в своей последней повести «Двигаясь раком», в которой молодой герой убивает своего ровесника только потому, что считает его евреем. О том, как опасен национализм, должен убеждать пример бывшей Югославии. Это было, по мнению Грасса, суровейшее испытание, из которого еще не извлечены должные уроки. Не следует соглашаться даже с самыми незначительными националистическими проявлениями, потому что из них родится зло, которого, к сожалению, в мире становится все больше.
В целом демократия сегодня, считает Грасс, явление больше формального характера. Граждане не доверяют правительствам, парламентариям, представителям местных властей. Потому что парламенты чаще всего утверждают то, что выгодно определенным лоббистским кругам, экономика оказывает все большее влияние на политику, в то время как в демократических системах решающее слово должно принадлежать избирателям. Соответственно падает и участие людей в выборах почти во всех странах Европы.
В этих условиях особенно опасен приход к власти популистов, таких как Хейдер в Австрии, Ле Пен во Франции, Леппер в Польше. Имея в виду это обстоятельство, Грасс обращается к истории Германии. «Послевоенный успех моей страны был обусловлен предшествующим опытом, — подчеркивает он. — Падение Веймарской республики было для нас важным уроком. После второй мировой войны Западная Германия строила свою демократию, опираясь на свободный рынок, но вместе с тем учитывая потребности и ожидания людей. Власть чувствовала себя ответственной перед обществом. Влияние экономических сфер на политику было достаточно ограниченным. Можно сказать, что тогда нам удалось придать капитализму цивилизационный характер».
И так шло до 80-х годов. Последние же два десятилетия, по мнению Грасса, это — движение в обратном направлении, политико-хозяйственные отношения возвращаются к худшим традициям ХIХ века. Те же процессы, считает писатель, характерны и для сегодняшней Польши. Ответственность политиков перед обществом почти нулевая. И о ней не говорится во время выборов. Парламенты во многих европейских странах напоминают рейхстаг веймарских времен: много болтовни, общих фраз, ничего полезного для граждан. Такая атмосфера содействует приходу популистов. Не случайно в Веймарской республике к власти пришли национал-социалисты, люди тогда утратили доверие к парламенту. И сегодня, считает Гюнтер Грасс, популисты пользуются все большей поддержкой в европейских странах — как с левой, так и с правой стороны политической сцены.
Возвращаются времена хищного капитализма.
Кто-то из журналистов упрекнул Грасса в чересчур пессимистическом видении сегодняшней Европы. «Я слишком много видел, чтобы быть пессимистом или оптимистом», — ответил писатель.