Столкнувшись с экономическими проблемами, белорусская власть хватается за привычные рычаги административного регулирования. На прошлой неделе большие и малые государственные мужи делились своими планами по ограничению роста цен и фактическому введению монополии внешней торговли. Однако практическая реализация этих планов, несомненно, даст обратный результат.
Пожалуй, наиболее громкими оказались заявления Александра Лукашенко, сделанные им 27 мая на совещании по ситуации на потребительском и валютном рынке. Глава государства привычным жестом переложил со своих плеч ответственность за экономические провалы и назначил виновных.
Особый интерес вызывают президентские тезисы о недопущении ценового беспредела. «Всякий рост цен с сегодняшнего дня должен жесточайшим образом пресекаться. Вот и вся рыночная мера, — заявил Лукашенко на совещании. — Повторите это тысячу раз из моих уст в средствах массовой информации: всякий рост цен должен жесточайшим образом пресекаться. Только с разрешения губернаторов и премьер-министра можно корректировать цены в сторону увеличения. Если это надо. Но это надо будет восьми человекам доказать и получить разрешение. Я почему сужаю этот круг? Потому что нет тех товаров сегодня, на которые надо было бы повысить цены. Кое-кто за счет повышения спроса начал наживаться… Запишите, запишите это: „Наживаться“. Вам деньги надо будет взять из тех, кто с народа содрал лишнюю копейку. И вы мне доложите, как вы их возьмете и с кого».
Чиновничья братия резво отреагировала на окрик белорусского лидера. Как сообщил белорусский портал TUT.BY, мэр Минска Николай Ладутько направил письмо в адрес районных администраций и подведомственных управлений. Столичный градоначальник поручил профильным управлениям, которые занимаются потребительским рынком, «провести работу по снижению торговыми организациями всех форм собственности сложившегося уровня торговых надбавок не менее чем на 10%». Тех, кто не выполнит поручение Мингорисполкома, ждут «самые жесткие меры».
Немногим ранее экономику встряхнули слухи о том, что Беларусь ждет госмонополия на потребительский импорт. О якобы принятом перечне импортеров сообщил «Интерфакс» со ссылкой на анонимного представителя Мингорисполкома. В этот перечень вошли «государственные оптовые базы и оптовики с долей государства». Напомним, что ранее правительство приняло постановление N601, согласно которому министерству торговли, совместно с облисполкомами и Мингорисполкомом, рекомендуется определять оптовых операторов по обеспечению розницы импортными товарами, а также объемы и перечень импортируемых товаров.
Признаем, правда, что слухи о введении госмонополии на импорт власти дезавуировали буквально в течение дня. Однако неприятный осадок, как говорится, остался.
Все эти события, вкупе с проделками Нацбанка на валютном рынке заставляют задуматься над дальнейшими перспективами экономической либерализации в Беларуси. Власть вполне может издать некий нормативный акт, ограничивающий свободу рынка вообще и свободу ценообразования в частности.
А ведь с момента отмены госрегулирования цен прошло совсем немного времени. Да и чернила на пресловутой Директиве № 4 еще свежи.
Впрочем, не будем пытаться анализировать психологические установки белорусского руководства. Как и не будем сетовать на его коммунистическую закалку и социалистическое понимание экономики. Попробуем разобраться в последствиях столь бесцеремонного вмешательства государства в рыночные механизмы.
Понятное дело, что все эти ограничения подаются под соусом заботы о простом обывателе. Дескать, народ устал от ценового беспредела, бизнесмены «зажрались» и надо бы их слегка раскулачить. Дело привычное.
Но на самом деле от подобных решений в первую очередь страдает как раз пресловутый обыватель, мелкий бизнес и экономика в целом. Выигрыш получают как раз крупные и приближенные к власти коммерческие структуры. Поэтому инициаторы подобных ограничений вольно или невольно лоббируют именно их интересы.
Остановить рост цен подобными методами невозможно. Наиболее эффективным регулятором цен является как раз невидимая рука рынка, о которой говорил еще Адам Смит. А для эффективной работы рынка нужно как раз не ограничивать, а развивать конкуренцию, увеличивать количество субъектов хозяйствования и устранять всяческие барьеры на пути их входа на рынок.
Если же государство пойдет по привычному пути административных ограничений и применения санкций, то результат окажется прямо противоположным. Цены отнюдь не упадут, а только вырастут.
Чиновники уже многократно вводили разного рода монополии: то на рыбу, то на сахар… И каждый раз цены росли. А объяснение всегда было одно: насыщение рынка товарами и снижение цен.
Сокращая число рыночных игроков и устанавливая ценовые ограничения, государство позволяет немногим зарабатывать больше за наш счет. Ограничение размера торговых надбавок едва ли окажется эффективным. Это просто будет стимулировать розничных торговцев закупать товар по более высоким ценам или проводить его через множество «прокладок», «помоек» и «фирм-однодневок».
Кроме того, предоставление чиновникам больших прав по контролю за ценами и рынком в целом провоцирует рост коррупционных преступлений.
Так что административными методами цены не сдержать, и чем больше государство будет давить на рынок, тем выше будут цены. Если же давление государства окажется действительно эффективным и рост цен удастся остановить, то можно ожидать появления дефицита — ведь товаров на рынке больше не становится, а вот от идеи печатать деньги белорусские власти, похоже, отказываться не собираются.