Ну, началось. С этого года у нас новая экономическая политика. Формальных заявлений никто не делал, пролонгирована ситуация иллюзорного воспроизведения целей и методов экономической политики прошлого. Собственно, как заявлялось перед, во время, и после выборов — путь, выбранный страной, не меняется. Цели те же.

За что боролись белорусские демократы? Хотите увидеть — читайте директиву № 4, слушайте выступления премьера и министров в парламенте. При отсутствующем президенте они что-то, разговорились. То ли, действительно, поверили Александру Григорьевичу — что правительство должно работать как коллективный орган. Но Мясникович, конечно, «этакому» не верит. И подобного он не допустит. Коллективизировать подчиненное ему правительство аппаратчик с большим стажем ни за что не позволит. Хватает для этого и прошлого номенклатурного опыта.

Что получается. Во-первых, традиционно названы «плохими» результаты прошлого правительства. Это и ситуация в сельском хозяйстве, и внешняя торговля. И зарубежные инвестиции. Набор обычных тем чиновников страны.

Во-вторых, обсуждается ситуация о главных целях. Они у нас какие-то колхозные и торговые. Две — точно вышли на первое место. Это — дефицит торгового баланса. Он плохой и очень. И вторая тема — как через 4 года довести экспорт продовольствия до 7 млрд. долларов. За каждый год, естественно.

Среди университетских профессоров данные темы относятся к вопросам таргетирования (определение целей) национальной экономики. И, что мы выбрали? Будем точнее — не мы, а за нас выбирают нынче. Впрочем, как и всегда. Среди множества тезисов, ослепляющих население с экранов ТВ, стали упираться в торговый баланс. Он негативный — под 10 млрд. долларов за 2010 год. Пили, ели, подсчитали. Задумались.

И что с торговым балансом? Плохо иметь такое отрицательное сальдо, но у нас и валютные запасы большие. На 1 декабря 2010 года «международные резервные активы» в национальном определении составили 6.8 млрд. долларов. Отличная цифра. А еще убедительнее то, что по сравнению с 1 декабря 2009 год они увеличились на 37,7%.

Где логика? Резервы выросли на 37%, ВВП на 7,6%. При приросте экспорта на 16%. Понятно, что в активах чужие деньги, одолженные. Не накопленные за 2010 год, а взятые под проценты. Страна пустилась во все тяжкие по чужим деньгам. Самый крупный банк лихо начал заимствовать, выдавая сие искусство за финансовую мудрость. Рассказали бы такое «швейцарским гномам». Или японцам, которые никогда в долги не лезли и создали именно сами свою процветающую экономику. Инновационную, как ни парадоксально. А мы ждем и просим иностранных «инвесторов».

Начнем с торгового баланса. Он, как никогда плох. А дело в том, что в 2010 году мы продали нефтепродуктов всего 65,7% по отношению к прошлому году. Треть самого валютного экспорта потеряли. Да, что еще, именно «валютного» — по векторам «вне СНГ» мы получили лишь 58% долларов по сравнению с 2009 годом. Подрезали-таки, нас кремлевцы-путинцы. Посадили на голодный долларовый паек.

С таким дефицитом продаж наш, искаженный углеводородами, экспорт никак не поправишь. Азербайджан и Венесуэла ничего существенного не поменяют при «организованном» провале белорусского экспорта. Конечно, некий крен устраняли другими позициями. В тоннах продажи за рубеж калийных удобрений выросли в 2.4 раза. Хотя, цены уже не те. 67,3% от уровня цен 2009 года. Когда мы их наивно подняли на космическую высоту. Помогали поднимать будущие мировые цены на продовольствие.

Возникла интересная ситуация. Цена тонны нефтепродуктов, которые продаем в ЕС — 563 доллара, калийных удобрений — 529, азотных удобрений — 568, черные металлы — 539, молоко — 2533.

Вот она — мировая экономика и новые цены 21 века. Специально для маленькой провинциальной страны. Тянущейся к инновациям и инвестициям. Может зря?

Молоко в 5 раз выгоднее производить, чем калийные удобрения, или дизельное топливо. Расскажите это крестьянам и всему электорату. Что ошибка вышла стратегическая, когда «сели» на нефтяную иглу. Наигрались нашими двумя нефтеперерабатывающими заводами.

Но и это — не главное. Отрицательный «чистый экспорт» не является очень крупным просчетом экономической политики на всем транзитивном пространстве. Только Россия, да Китай имеют положительную величину его. Торгуют либо ресурсами (Россия), или дешевыми потребительскими товарами (Китай). И переторговывают иностранцев.

Все остальные — от наших соседей до новых членов ЕС — остаются с отрицательным торговым балансом. Но они «втягивают» деньги, продавая или собственность (от квартир до заводов), или активно помогают прямым вложениям иностранного капитала. Японцам, корейцам, американцам, всем тем, кто готов построить новый завод или технологический комплекс за свои деньги.

Втягивать чужие деньги, кстати, следует тоже грамотно. Тогда, когда свои люди уже их заработали. Когда наши предприниматели стали состоятельными, построили новые предприятия, торговые и логистические центры.

К сожалению, в новом угаре начинается распродажа «фамильного серебра». Вместо поиска новых денег, мы ведем себя, как уходящее «с исторической арены» дворянство. Прямо «Вишневый сад» по Антону Павловичу. Ничему наших министров А. П. Чехов и не научил. Да уж, мало театралов в нашем правительстве. Хотя часто к артисткам и певичкам определенные намерения высказывают.

Гиперболизация проблем торгового баланса — это ошибка. Он сам просто не возник. Когда, политически инициированный рост доходов, явно смещал баланс доходов и расходов в сторону опасного дезэквилибирума, экономисты (официальные) молчали. Когда, брали деньги в МВФ — радовались, а чему? Своим долгам. Когда руководитель крупного банка радуется одалживанию валюты под 8% за рубежом, а свои гражданам платит 6% по валютным депозитам.

Это — что? Просчеты? Нет — это явный непрофессионализм, экономический. Это постмодерн местечкового типа. Раздули прирост покупок в стране на 17%, а ВВП приподнялся всего на 7%. Зачем такие эксперименты в отдельной взятой маленькой стране? Средняя зарплата в 500 долларов для удовлетворения любопытства, типа — где это «бумкнет».

Бамкнуло. Дефицит торговли под 10 млрд. «вылез» как черт из табакерки. Разве это неожиданно? Нет — все логично и последовательно. Плата за экономические ошибки рано или поздно придет, обнаружит себя в иных агрегированных состояниях национальной экономики. Получили — долги под 10 000 долларов на среднюю семью белорусов.

В итоге: наши 10 млрд. долларов есть не что иное, как цена популизма. Цена главной экономической ошибки белорусского руководства: жить надо не по чувствам и желаниям. А по реальным достижениям. На сегодня эти 10 млрд. долларов и являются показателем «нахлебничества» целой страны, организованного группой чиновников.

Ну, а теперь о 7 млрд. экспорта продуктов питания. Это будет сделать легче, особенно за счет коров. Благо, что они директивы, программы, «Основные направления развития» не читают. Но молоко дают, особенно, когда трава растет на полях.

И это самое правильное решение. Правда, не наша, а животных, живущих в гармонии с природой и миром. В отличие от нас, властелинов природы и собственной судьбы. Как некоторым кажется.