Высказываются различные оценки по поводу нынешней избирательной кампании. В частности, в эфире «Немецкой волны» журналисты высказал мнение, что нынешняя президентская кампания в Беларуси «проходит уныло и скучно». Согласны ли вы с данным утверждением? Помимо кандидата № 1, чьи ещё агитационные стратегии вы бы выделили в текущей избирательной кампании?
Янов Полесский. Я бы начал с того, что агитационные стратегии кандидата № 1 особенно отделить от его стратегий в предыдущий кампании нет ровным счетом никакой возможности. Ровно те же мобилизационные лозунги («усилить», «улучшить», «отстоять» и, разумеется, «сохранить»), что и в две предыдущие кампании, все та же заочная полемика с реальными и воображаемыми оппонентами, все то же круглосуточное присутствие в TV-ящике. И так далее.
Что касается общей скуки и уныния… ну, вы знаете, мы живем в унылой и скучной стране, жители которой предпочитают избегать ярких исторических поворотов. Хотя, разумеется, все переживают ситуацию «выборов» строго индивидуально. Для одних все протекает скучно и уныло, для других — напряженно и нервически. Словом, это вопрос скорее восприятия и темперамента, нежели наличного положения дел.
Например, в случае с телеэфиром все не так скучно, как в предыдущие кампании. Условные теледебаты кандидатов (с вынесением за скобки кандидата № 1, который по определению в выборах участвовать не должен) уже привнесло некоторое оживление. Хотя бы потому — а это уже объективная оценка — что, начиная со времен Кебича, никаких теледебатов в прямом эфире мы не наблюдали. Пусть даже это были дебаты телеведущих с остальными кандидатами.
Следовало бы отметить появление в политическом пространстве новых персон, в частности Некляева и Рымашевского, — это также несколько оживляет кампанию.
Однако не следовало бы упускать из виду, что в ситуации, в которой не только мнение различного рода меньшинств активно игнорируется, но само наличие этих меньшинств никак не учитывается в работе политической машины, ожидать чего-то «интересненького» — это какое-то прекраснодушие. Потому как у этого самого большинства нет ни предпочтений, ни политической воли, ни вкуса, ни интересов. Большинство (которое неизбежно фиктивно) — это нечто такое усредненное и малоинтересное. Это просто среднее значение чего-то в основе своей различного — просто в Беларуси это различное игнорируется.