По сообщению Reuters, президент Литвы Даля Грибаускайте недавно критически отозвалась о белорусской оппозиции и заявила, что победа Александра Лукашенко на предстоящих президентских выборах помогла бы обеспечить стабильность в Беларуси и ограничить влияние России в постсоветских странах. Что стоит за этими высказываниями, не являются ли они отражением позиции Европейского союза в целом?
Андрей Федоров. Действительно, в свете недавнего посещения литовским президентом Беларуси и сделанных ею во время того визита заявлений случившееся стало весьма неожиданным. В результате на белорусских независимых сайтах на нее обрушился шквал критики. Вильнюс обвиняют в том, что из узконациональных интересов он готов чуть ли не в открытую поддержать на белорусских выборах действующего главу государства, а Европейский союз — в отходе от собственных основополагающих принципов.
Между тем, если разобраться, ситуация выглядит не столь однозначно. Судя по всему, произошел непредвиденный «слив» информации, поскольку вызвавшие негодование высказывания были сделаны на закрытой встрече и никоим образом не предназначались для распространения. Но тогда говорить о намерении оказать белорусскому руководству моральную поддержку не приходится.
Кроме того, это была встреча не с кем-нибудь, а с послами государств ЕС в Литве. Очевидно, что в кругу дипломатических представителей, которым досконально известны взгляды своего руководства на «белорусский вопрос», литовский президент никак не могла говорить от имени всего Евросоюза. Таким образом, сделанные заявления отнюдь не отражают позицию последнего, в связи с чем пока нет оснований обвинять его в предательстве.
По сути, если обнародованные сведения верны, мы узнали всего лишь частное мнение г-жи Грибаускайте. И как глава своего государства, и просто как человек она, безусловно, имеет на него право. Разумеется, точно такое же право соглашаться или не соглашаться с этим мнением и в соответствии с этим формировать свое отношение к его обладателю имеют все остальные. Единственно, не стоит торопиться делать далеко идущие выводы.