Наблюдателям будет дана возможность реально обозревать процесс подсчета голосов, заявила председатель ЦИК Беларуси Лидия Ермошина на заседании Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов. С какой целью власть идет на усиление прав наблюдателей? Позволит ли данный шаг избежать процессов фальсификации результатов выборов?

Сергей Альфер. На своем заседании 5 ноября Центральная комиссия Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов согласилась с предложением, выдвинутым в коллективном обращении С. И. Калякина, В. Н. Корнеенко, Г. А. Костусёва, А. А. Михалевича, В. П. Некляева, В. А. Рымашевского, Я. Ч. Романчука о разъяснении отдельных положений Избирательного кодекса Республики Беларусь по вопросу усиления прав наблюдателей по контролю за подсчетом голосов. Причем данное согласие было выражено путем одновременного принятия двух постановлений — № 93, в котором Центральная комиссия высказала согласия внести подобные изменения в Методические рекомендации «Организационно-правовые вопросы работы участковых комиссий по выборам Президента Республики Беларусь в 2010 году», и № 95 о внесении изменения в эти Методические рекомендации.

В соответствии с постановлением Центральной комиссии «При подсчете голосов избирателей на участке для голосования наблюдателям должна быть предоставлена реальная возможность осуществлять наблюдение в условиях, обеспечивающих обозримость процедуры подсчета бюллетеней».

Пусть читателя не смущает название документа — «Методические рекомендации». В соответствии с требованиями закона решения Центральной комиссии являются обязательными для исполнения нижестоящими комиссиями. Кроме того, так сложилось за прошедшие годы, что методические рекомендации стали своеобразной «Библией» для членов комиссий, которой они пользуются более часто, чем непосредственно самим Избирательным кодексом.

Нельзя отказать Центральной комиссии в определенной последовательности. В прошлом году, готовя изменения в Избирательный кодекс, Центральная комиссия предусматривала прямое указание в законе на возможность непосредственного контроля наблюдателя за подсчетом голосов, однако в тот момент субъект законодательной инициативы оказался не готов к такому более широкому проявлению открытости и гласности в избирательном процессе. Представляется, что время все-таки убрало опасения. Что и привело к принятию этих постановлений.

Что же касается основной цели принятия подобного решения, то, представляется, оно следует в русле заявлений Президента А.Лукашенко, направленных на международную аудиторию, о максимально открытом проведении выборов.

Позволит ли данный шаг избежать процессов фальсификации результатов выборов?

Необходимо представлять, что процесс выборов состоит не только из подсчета голосов, но из многих других этапов, проведение которых в соответствии с нормами закона и общепризнанными стандартами избирательных процедур делают их свободными и справедливыми. В процесс проведения выборов кроме Центральной комиссии включено множество лиц — это и кандидаты, и иные избирательные комиссии, центральные и местные органы власти, суды и другие субъекты. И каждый из этих субъектов может внести свою лепту в избирательный процесс с целью его изменения в выгодную для себя сторону. Если же говорить о фальсификациях выборов, то их количество, как и способы их использования, достаточно многообразно.

Вполне очевидно, что данное решение Центральной комиссии в существенной степени позволит увеличить гласность за подсчетом голосов непосредственно на избирательном участке. Но у оппонентов действующей власти остаются сомнения, а не будут ли они реально обозревать уже сфальсифицированные результаты досрочного голосования, голосования «на дому», да и голосования на участке? Вопросы риторические, на которые может дать ответ только практика проведения данных выборов.