Сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов в президенты Беларуси завершился 29 октября. Данная процедура продолжалась ровно месяц — с 30 сентября по 29 октября включительно.
На этапе сбора подписей из 17 потенциальных кандидатов самоотвод взяли 6 человек. Пять из них вовсе не сдали ни одной подписи в ЦИК. Первый зампредседателя партии «Зеленые» Юрий Глушаков, в последний день сбора подписей распространил заявление о том, что его инициативной группе не удалось собрать необходимого для выдвижения количества подписей. Тем не менее, в территориальные комиссии Могилевской области была сдана 131 подпись в пользу Ю. Глушакова. Надо отметить, что Глушаков стал единственным политиком в текущей предвыборной гонке, у которого количество подписей в принятых подписных листах составило менее 100 тысяч.
Результаты сборов
Пожалуй, главной сенсацией выборов-2010 на данном этапе стал факт преодоления стотысячного рубежа максимально большим количеством инициативных групп за всю историю проведения выборов в РБ. Таким образом, на данном этапе количество потенциальных кандидатов в президенты составляет 11 человек. Официальные цифры собранных подписей:
Лукашенко А. Г. — 1.113.014подписей (максимальная активность подписантов зафиксирована в Брестской области — 229.837 подписей);
Некляев В. П. — 193.829подписей (максимальная активность в Минске — 47.723);
Санников А. О. — 150.168подписей (максимальная активность в Минске — 60.479);
Романчук Я. Ч. — 128.699подписей (максимальная активность в Минске — 38.241);
Терещенко В. И. — 122.520подписей (максимальная активность в Минске — 54.343);
Михалевич А. А. — 120.531подписей (максимальная активность в Могилевской области — 29.943);
Статкевич Н. В. — 117.989подписей (максимальная активность в Минске — 41.174);
Усс Д. И. — 110.753подписей (максимальная активность в Минске — 44.420);
Провальский В. А. — 109.338(сбор всех подписей за данного кандидата осуществлялся исключительно на территории Витебской области. Максимальная активность в Первомайском районе Витебска — около 107.000);
Костусёв Г. А. — 107.083подписей (максимальная активность в Минске — 45.999);
Рымашевский В. А. — 105.318подписей (максимальная активность в Минске — 36.268).
Сравнивая максимальные активности подписантов, можно сделать несколько выводов. Во-первых, жители столицы составили добрую половину от числа подписавшихся в поддержку оппозиционных кандидатов. С одной стороны это свидетельствует о наиболее активном участии в выборах-2010 жителей Минска в сравнении с другими регионами. С дугой стороны — это может говорить, в том числе и о том, что потенциальные кандидаты в президенты не имеют разветвленной сети региональных структур. Во-вторых, мы видим, в принципе одинаковое количество подписей жителей Минска за оппозиционных кандидатов — около 50 тысяч человек. Условия сбора подписей в текущей кампании позволяют сделать вывод, что, скорее всего, это одни и те же люди, которые ставили подписи в поддержку сразу нескольких потенциальных кандидатов.
Если говорить об эффективности работы инициативных групп по количеству собранных подписей, то процент успешных инициативных групп в текущей кампании как никогда высок, и составляет около 65%. Напомним, в 2001 году лишь 20% инициативных групп преодолели стотысячный рубеж по сбору подписей. На выборах 2006 года данный показатель составил ровно 50% от числа зарегистрированных групп.
На выборах-2006 количество собранных подписей распределилось следующим образом:
Лукашенко А. Г. — 1.905.637(максимальная активность в Минске — 371.007);
Милинкевич А. В. — 198.798(максимальная активность в Минске — 55.303);
Козулин А. В. — 158.014(максимальная активность в Минске — 54.715);
Гайдукевич С. В. — 150.504(максимальная активность в Минске — 71.586);
Фролов В. Д. — 58.775(максимальная активность в Минске — 42.345);
Позняк З. С. — 719(максимальная активность в Гомельской области — 244).
Войтович А. П.– 0
Скребец С. Н. — 0
По количеству зарегистрированных инициативных групп выборы 2001 года имеют определенную схожесть с текущей президентской кампанией. Однако собрать более ста тысяч подписей в 2001 году удалось лишь 4 из 22 зарегистрированных инициативных групп: Лукашенко А.Г. — 395.821, Домаш С. Н. — 160.077, Гайдукевич С. В. — 133.066, Гончарик В.И. — 121.041.
Не преодолели планку в сто тысяч подписей команды следующих политиков: Калякина С. И. — 93.562, Калугина Л.И. — 91 345, Маринича М.А. — 91 021, Чигиря М.Н. — 85 323, Синицына Л.Г. — 80 540, Позняка З.С. — 73 917, Козловского П.П. — 79 351, Ярошука А.И. — 68 159, Терещенко В.И. — 62 879, Данькова Ю.П. — 62 039, Скребца С. Н. — 13 324, Кононовича К.К. — 741.
Машерова Н.П., Мекеко Н.М., Антончик С. А., Левоневский В.С., в период сбора подписей на выборах в 2001 году заявили об отказе выдвигаться кандидатами в президенты РБ, поэтому проверка подписей в их поддержку не проводилась. Крыжановский Е.А. и Семак В.М. не сдавали подписные листы.
Цена подписи
Практически сразу после объявления о начале сбора подписей избирателей за выдвижение кандидатов в президенты, газета «Белорусы и рынок» опубликовала информацию о стоимости 1 подписи за потенциальных кандидатов в президенты. По информации БР ситуация на белорусском рынке подписей выглядела следующим образом: штабы А. Михалевича и В. Рымашевского обещали 0,5 доллара за подпись. Команды Н. Статкевича и Д. Усса говорили о готовности заплатить по 0,7 доллара. В.Терещенко и А. Санников стимулировали сборщиков, обещая по 1 доллару за подпись. В штабе Я. Романчука обещали от 0,5 до 1,5 доллара (в зависимости от количества собранных одним сборщиком подписей). В. Некляев в этом списке оказался самым платежеспособным политиком — 1,5 доллара за подпись.
В своем списке БР не упомянули В. Провальского, но можно предположить, что Провальский если и платил, то не сборщикам подписей, а за базу данных жителей Первомайского района Витебска.
Пресса не располагает данными об оплате работы сборщиков подписей командами Г. Костусёва и А.Лукашенко. Вероятно, действующий президент, имея колоссальный административный ресурс, не нуждается в дополнительном стимулировании членов своей инициативной группы. А штаб кандидат от партии БНФ Г. Костусёва, по нашей информации, со сборщиками подписей все же будет рассчитываться по таксе 0,5 доллара за подпись.
Нарушения и обвинения
Процедура экспертизы собранных подписей в ЦИК является достаточно закрытой, поэтому сложно сказать, будет ли «отсев» на данной стадии, или все 11 претендентов будут зарегистрированы в качестве кандидатов в президенты. С уверенностью можно сказать лишь то, что данный этап избирательной кампании не обошелся без скандалов.
Спустя неделю после старта процедуры сбора подписей, 6 октября руководитель инициативной группы действующего президента А. Радьков уже отчитался о сборе необходимых 100 тысяч подписей в поддержку А. Лукашенко. Если говорить о нарушениях со стороны команды действующего президента, то, безусловно, речь идет об использовании административного ресурса. В частности, сбор подписей на государственных предприятиях, когда в подписных листах уже проставлены паспортные данные, а рабочим необходимо лишь поставить дату и собственноручную подпись.
Однако скандалами отметилась не только подписная кампания за А.Лукашенко. За три дня до окончания сбора подписей, лидер ОГП А. Лебедько распространил заявление, в котором заявил о торговле подписями в штабах потенциальных кандидатов в президенты. В частности политик сказал следующее: «Последние три-четыре дня к координаторам инициативной группы Ярослава Романчука беспрестанно поступают заманчивые предложения „поделиться“, конечно, не бесплатно, подписными листами. Как это ни удивительно, предложения поступают и от тех, кто уже якобы преодолел 100 тысячный рубеж, и кто к нему только приближается».
Уже после процедуры сдачи собранных подписей в ЦИК, секретарь Центризбиркома Николай Лозовик также заявил о фактах фальсификаций при сборе подписей по выдвижению кандидатов в президенты.
«Должен сказать, что не только у господина Провальского найдутся подписи, которые собраны не выходя из офиса», — заявил Н. Лозовик. К слову, если верить витебскому предпринимателю Владимиру Провальскому, из 115 тысяч избирателей, проживающих в Первомайском районе Витебска, около 107 тысяч человек подписались в его поддержку.
Фон избирательной кампании
Потрясающие итоги сбора подписей в текущей избирательной кампании можно объяснить несколькими факторами. Во-первых, по сравнению с предыдущими президентскими выборами кардинально изменился фон избирательной кампании. В канун выборов-2006 был принят Законопроект о противодействии экстремизму. Данный законопроект был внесен на рассмотрение КГБ РБ. Представляя законопроект в ПП НС, заместитель председателя Комитета госбезопасности В. Дементей отметил, что экстремизм получил очень широкое распространение на территории Беларуси, а страны Запада готовят интервенцию против суверенной республики.
Юрист правозащитного центра «Весна» Валентин Стефанович, анализируя данный законопроект, приходит к выводу, что в целом в Законопроекте о противодействии экстремизму не предлагалось ничего нового в сравнении с действующим законодательством, и поэтому этот документ нужно рассматривать скорее с идеологической, а не с юридической точки зрения.
Принятие нижней палатой белорусского парламента данного законопроекта за полгода до даты президентских выборов говорит о нагнетании в обществе атмосферы страха и позволяет отметить высокий уровень готовности к репрессивным действиям со стороны силовых структур в канун президентских выборов-2006.
Кроме того, стоит отметить, что в конце 2005 года наблюдалась массовая зачистка белорусского информационного пространства. Из государственной системы распространения были исключены 15 изданий общественно-политический направленности. Это были ведущие негосударственные печатные СМИ: «Народная Воля», «Наша Ніва», «Салідарнасць», «Витебский курьер», «Intex-press» и другие.
Во-вторых, в 2009 году были приняты поправки в Избирательный кодекс, значительно упростившие процедуру сбора подписей. Если в предыдущих кампаниях большинство подписей собиралось по принципу «от двери к двери», т. е. сбор проводился преимущественно по квартирам, что требовало большого количества людей в инициативных группах, то в текущей кампании правила несколько упростили. Согласно обновленному Избирательному кодексу, стало возможно собирать подписи в местах массового скопления людей. Это частично объясняет то, что стотысячный барьер преодолел все инициативные группы в количестве от 1 тысячи человек.
Отметим также тот факт, что в период сбора подписей не было зафиксировано массового давления на членов инициативных групп оппозиционных кандидатов. Таким образом, можно зафиксировать относительно либеральное поведение представителей власти на данном этапе избирательной кампании.