Реально приближающееся расширение Европейского союза вынуждает «новые соседние страны» интенсифицировать функционирование всех возможных инструментов и механизмов оптимизации скорых последствий этого расширения. Среди этих инструментов и механизмов вполне эффективными и перспективными выглядят так называемые еврорегионы, являющиеся относительно продвинутой формой трансграничного сотрудничества. Основные цели сотрудничества в рамках еврорегионов — совместные действия по гармоничному развитию приграничной и транспортной инфраструктуры, развитию контактов между различными организациями, предприятиями, жителями приграничных районов, по ликвидации последствий стихийных бедствий, охране окружающей среды, развитию культурного и научного обмена. Известно, что среди слоганов новой, объединенной Европы есть выражение «Европа регионов», и ЕС поддерживает эту форму, в том числе и финансово. К примеру, за время своего существования 2 украинских и 4 белорусских еврорегиона получили на свое развитие около 30 млн. долларов из Брюсселя. ЕС справедливо рассматривает еврорегионы как стабилизирующий фактор в отношениях между странами. В Западной Европе их насчитывается несколько десятков (в Германии, Франции, Бельгии) и функционируют они на принципах трансграничной кооперации, самоуправления и равных полномочий сторон уже достаточно давно. 9 еврорегионов успешно действуют на границах Польши с Германией, Чехией, Украиной и Беларусью.
Широкая белорусская общественность мало информирована о деятельности белорусских еврорегионов, хотя очевидно, что они могут стать очень ценным инструментом удержания уже имеющегося уровня приграничного сотрудничества, а кроме того, прообразом будущей более глубокой кооперации, избежать которой белорусам, даже при большом желании, не удастся. Белорусские еврорегионы могут стать моделью, полигоном для поиска более глубоких, более развитых форм сотрудничества, в рамках которых можно будет, например, минимизировать визовые ужесточения, обойти политические препятствия, преодолеть проблемы выживания и развития мелкого приграничного бизнеса, из которого в последние годы подрастал в масштабах своего региона новый социальный слой, так называемый «третий класс» — носитель новой ментальности и более адекватного экономического поведения.
Не являясь членом Совета Европы, Беларусь, тем не менее, применяет на своей территории положения Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей, принятой 21 мая 1980 года в Мадриде, которая определяет не слишком императивные, скорее рекомендательные, чем договорно-правовые рамки трансграничного сотрудничества.
В настоящее время в Беларуси действуют 4 еврорегиона: «Буг», «Неман», «Озерный край» и «Беловежская пуща». В виде краткого обзора ситуация выглядит так:
Еврорегион «Буг»
В сентябре 1995 г. был создан этот еврорегион; в него вошли приграничные области Украины и Польши (Волынская область и Люблинское воеводство). 15 мая 1997 года в Бресте прошло трехстороннее заседание совета трансграничного объединения «Буг», на котором были рассмотрены дополнения к соглашению о создании трансграничного объединения еврорегион «Буг» и изменения в его устав в связи с вхождением в него Брестской области и Бялоподлясского воеводства, что позволило юридически оформить участие белорусской стороны в этом проекте. А в начале июня того же года Брестская область была официально принята в еврорегион «Буг». В соответствии с основными направлениями образованы семь рабочих групп: территориального планирования, инфраструктуры, коммунальной сферы, транспорта и связи; охраны и улучшения состояния окружающей среды; расширения информации и создания баз данных; сотрудничества между организациями и различными отраслями хозяйства; образования, культуры, спорта и туризма; контактов органов местного самоуправления с населением; безопасности, взаимодействия правоохранительных органов и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Еврорегион «Неман»
Подписание соглашения и принятие устава состоялось 6 июня 1997 года в Сувалках (Республика Польша). В состав этого еврорегиона входят: с белорусской стороны — Гродненская область, с литовской — Марьямпольский и Алитусский районы, с польской — Подляское воеводство (с 1998 г.), с российской — Черняховский, Кроснознаменский, Озерский, Гусевский и Нестеровский районы Калининградской области. Основные направления деятельности: реализация совместных экологических проектов; сотрудничество в сферах образования, культуры, туризма; развитие приграничной инфраструктуры.
Еврорегион «Озерный край»
Создан 29 января 1999 г. в результате преобразования Совета по трансграничному сотрудничеству приграничных районов. В его состав вошли: с белорусской стороны — Браславский, Миорский, Верхнедвинский, Глубокский и Поставский районы Витебской области, с латвийской — города Даугавпилс и Резекне, с литовской — Игналинский, Висагинасский и Зарасайский районы. По основным направлениям работы созданы рабочие группы по: культуре, просвещению и спорту; охране природы и туризму; приграничным проблемам; планированию развития региона; бизнесу и инфраструктуре.
Еврорегион «Беловежская пуща»
Соглашение подписано 25 мая 2002 года в Гайновке (Республика Польша). С белорусской стороны членами еврорегиона являются Свислочский, Пружанский и Каменецкий районы, с польской — Гайновский повет. Основные цели деятельности еврорегиона: сохранение уникального природного комплекса Беловежской пущи; содействие развитию международного туризма; создание новых хозяйственных возможностей для населения приграничных районов.
Это и в самом деле особый, а в какой-то степени и символичный проект. Беловежская пуща — уникальная, общеевропейская ценность, единый экологический организм и памятник, который должен стать объектом общей заботы, а не разделенной территорией, рубежом нового европейского раздела.
Кроме четырех существующих еврорегионов, предполагается в самое ближайшее время подписать соглашения о создании еврорегиона «Днепр» с включением территорий Гомельской и Могилевской областей — с белорусской стороны, Брянской и Смоленской — с российской, Черниговской, Киевской — с украинской стороны.
Таким образом, выстраивается любопытная ситуация — фактически по всему будущему пограничному сопряжению Беларуси и ЕС действуют эти формы трансграничной кооперации: на западе — «Буг», «Беловежская пуща», затем на северо-западе — «Неман», «Озерный край». Иначе говоря, в обозримом будущем вполне может сложиться своеобразная белорусская приграничная периферия со своими более гибкими и более привлекательными правилами сотрудничества и взаимодействия. И можно предположить, что такая периферия может стать существенным фактором реформационного воздействия на всю страну, при этом доминирующей составляющей будет составляющая прагматическая, а не политическая.
Почти шестилетний опыт участия Беларуси позволяет говорить о том, что механизм еврорегионов является весьма важным не только для решения актуальных проблем территорий, но и более широких задач. Причем не только исключительно белорусских. Борьба с незаконной миграцией, наркотрафиком, торговлей людьми, организованной преступностью, не в последнюю очередь зависят от оснащенности контрольно-пропускных пунктов на границах, тесного сотрудничества пограничных, полицейских и административных властей. Потому не случайно столь значительное внимание уделяет этому вопросу ЕС. В последние годы при финансовой поддержке ЕС осуществлена реконструкция КПП «Каменный Лог» на белорусско-литовской и «Варшавский мост» на белорусско-польской границах, ведутся работы на КПП «Козловичи-2», в планах на следующий год — реконструкция еще трех КПП («Брузги», «Берестовица» и «Домачево»). По линии Европейского Союза оказано содействие в приобретении оборудования для мобильных застав на белорусско-украинской границе, а также для проведения демаркации границ между Беларусью и Литвой, Латвией.
Что представляется самым важным для развития практики приграничных региональных проектов. Главная сложность в нашем, белорусском, случае — развитие принципа субсидиарности, т. е. усиления регионального и локального уровня управления через перенос компетенции на возможно более низкий административный уровень. А это, как известно, предполагает высокое развитие территориального самоуправления, что для нашей страны достаточно серьезная проблема, как в силу исторической традиции, так и в силу того, что действующий в настоящее время закон о местном самоуправлении от 1991 года не дает местным органам власти достаточных полномочий, практически без изменений сохраняя их декоративную роль советского времени. И дело здесь не только в сложностях финансирования проектов еврорегионов за счет источников местных бюджетов, но и в постоянной оглядке наверх, в необходимости согласования с «центром» каждого шага. Кроме этого, сдерживает развитие еврорегионов, их экономической основы, слабая реформированность экономики Беларуси, особенно в вопросах собственности, ее слабая инвестиционная привлекательность. Конечно, можно рассчитывать на создание в еврорегионах гибких рыночных структур, и они уже создаются, либо созданы (акционерные общества, совместные предприятия), однако режима наибольшего экономического благоприятствования пока, к сожалению, нет как для белорусских субъектов хозяйствования, так и для их партнеров по ту сторону границы.
Особое значение имеет аспект, связанный с полиэтничным составом еврорегионов. Причем это характерно абсолютно для всех еврорегионов, не только белорусских. Государственные границы обычно никогда не совпадают с этническими, и потому проблемы «национальных меньшинств» с той или иной степенью остроты здесь присутствуют всегда. Можно согласиться с мнением украинского психолога Ковалева В.И., призывающего постепенно отказываться от термина «национальное меньшинство» как несколько оскорбительного, близкого по семантике слову «резервация». По его мнению, важно во главу угла поставить идею «культурной общности» еврорегиона, в основе которой — общечеловеческие ценности и взаимовлияние культур.