На сайте Белорусский Партизан случайно наткнулся на статью известного журналиста Павла Шеремета «Борьба и имитации». Автор показался мне искренним, но его предвзятость по некоторым вопросам расстроила.
Он писал, что знает Михалевича. Что это умный, образованный парень. Что умеет себя хорошо подать. Но что шансов на ближайших президентских выборах у него нет никаких, и это заведомо проигрышный вариант. А значит, посылая людей собирать подписи, он тем самым проводит свою локальную рекламную кампанию. Делая вывод, что нам не нужно участвовать в качестве массовки в его моноспектакле.
Он убеждал меня (как и прочих читателей), что Владимир Некляев и есть тот человек, шансы которого кажутся самыми высокими на грядущих президентских выборах. Он горячо доказывал, что Некляеву удалось за последние месяцы сделать что-то серьезное, что помогая единому, мы на самом деле помогаем себе.
Но привел ли Павел хоть малейшие аргументы своей убежденности в том, что шансы Некляева высоки, а шансы Михалевича отсутствуют? Сослался ли хотя бы на некие рейтинги, или исследования? Нет. Он констатирует свое мнение как факт. Выдавая субъективность за аксиому, желаемое за действительное.
Зачем он так поступает? Шеремет боится конкуренции? А как же судьба страны и свободной Беларуси? А может все дело в мифе, что «бабло победит зло»? Ведь очевидно, что кампания Некляева единственная финансируемая на высоком уровне. Больше денег — больше шансов?
Но мне вспоминается ситуация с позапрошлыми выборами. Когда Домаш снял свою кандидатуру в пользу Гончарика, то разочаровал многих своих сторонников. Как вы думаете, задавая вопросы активу, почему был выбран этот вариант, какой ответ я слышал чаще всего? «У Гончарика больше денег». Больше денег — больше шансов. Помог ли такой принцип консолидации изменить ситуацию в стране? Нет. Позже выяснилось, что выбрали не того, что Гончарик оказался слаб и невыразителен.
Я ничего не имею лично против Шеремета или Некляева, но играть в игру «угадай единого» считаю пустой тратой времени и нервов. Дважды я в эту игру уже проиграл, в третий раз желания участвовать нет. Я хочу заниматься тем, что меня действительно мобилизует, а не играть в политические игры и не ставить эксперименты с заведомо известным результатом.
Если Алесь еще год назад заявил, что не нуждается в статусе единого сам и не будет снимать кандидатуру в пользу других, а вместо этого собрал команду, с которой разработал нетипичную стратегию, зарегистрировал общественную организацию «За модернизацию» — то, может быть, именно это серьезно? И, может быть, тем, кого такой подход привлекает, стоит развивать этот успех? Если есть человек, шансы которого кажутся мне самыми высокими, то может мне и следует помогать ему, а не тратить время на вычисление самого правильного единого? Для меня именно эти бесконечные поиски и являются имитацией борьбы.
Так что не будем маскировать наши истинные цели и сокровенные мысли всякой чепухой о единых кандидатах и фальшивыми рассуждениями о судьбах родины. Пусть выборы, а не субъективные предпочтения расставят кандидатов и их шансы по своим местам.