На минувшей неделе оппозиция вновь провела акцию солидарности, хотя еще совсем недавно звучали заявления о том, что «Акцыя сябе крыху зжыла». На ваш взгляд относительно небольшое количество участников акции (около 200 человек) — это много или мало? Можно ли говорить об успехе данной акции?
Андрей Казакевич.Тема «исчезнувших» не является новой для белорусской политики, в той или иной степени она присутствует в публичном пространстве более 10 лет. Основные факты стали общеизвестными с 2001 года, и в последующие годы появилось не так много новых деталей. В такой ситуации достаточно сложно ожидать, что интерес со стороны публики будет оставаться высоким. Тема исчезнувших стала частью белорусской политики, но уже давно не вызывает эмоций и является скорее составным элементом оппозиционной рутины. То есть интерес к теме у части белорусского общества определенно есть, но особой динамики в этой сфере (повышение интереса или расширение аудитории) не наблюдается.
В целом, количество участников акций солидарности не может служить точным индикаторам интереса к проблеме, более точно это показать может, например, анализ популярности соответствующих материалов в интернете и СМИ. Насколько можно судить, основная цель организаторов акции — поддерживать общественный интерес к теме «исчезновения», мобилизация к участию не первостепенная задача. То есть важнее не сколько человек примет участие в акции, а сколько о ней прочтут в различных СМИ. В определенной степени цель достигается, так как создается информационный повод, но основная проблема подобных акций — их однообразие. Устоявшаяся символика и ритуалы делают их рутинными, что негативно сказывается на интересе со стороны публики.
Если отдельно остановиться на возможностях оппозиции мобилизовать людей к участию в массовых акциях, то они достаточно ограничены. Кроме значительного ослабления как партийных, так и непартийных оппозиционных политических структур, что является устойчивой тенденцией с начала 2000-х, существуют и другие факторы. Для эмоциональной мобилизации людей необходимо значительное событие (события), порождающее определенное напряжение в обществе, создающее у части населения чувство сопричастности, возмущения, угрозы и т. д. Такие события происходят редко (последние подобное событие — президентские выборы 2006 года), а создать их искусственно очень сложно (и 2006 год тут также может быть хорошим примером). Для рациональной мобилизации акции должны приводить к конкретным политическим или социальным результатам, то есть оказывать влияние на процесс принятия решений. Но в условиях современной Беларуси такая возможность практически отсутствует.