Во многом благодаря российским СМИ в последнее время актуализировалась тема громких исчезновений известных людей в Беларуси. Как вы полагаете, будут ли несвязанные с властью кандидаты в президенты активно использовать этот мессидж во время избирательной кампании? Имеет ли данная тема перспективы с точки зрения электоральной мобилизации?

Валерий Карбалевич. Думаю, некоторые кандидаты в президенты будут пытаться использовать эту тему в ходе избирательной кампании. Но вряд ли это даст значительный политический эффект. Во-первых, сама оппозиция нынче слабая, расколотая. Ее мессидж мало кто услышит, ибо голос слабый.

Во-вторых, для общества эта тема не слишком актуальна по многим причинам. Большинство обывателей живет своими житейскими проблемами. Они поддержат политика, который по их представлению способен обеспечить стабильность, рост уровня жизни. Это главный приоритет. И не так важно, каким образом. Даже с помощью диктаторских методов. Общество не возражает жить по принципу «гуляш в обмен на свободу». Т.е. значительная часть населения оценивает власть на основе не моральных критериев, но критериев эффективности. Если политик эффективен, то ему все позволено. Не церемониться с оппонентами в том числе.

Кроме того, оппозиционные политики исчезли давно, прошло 11 лет. Даже в 2001 году по свежим следам событий обнародование сенсационных фактов не вызвало большого общественного резонанса. Тему обсуждала только политизированная публика.

Теперь же спустя 11 лет этот вопрос для общества еще менее актуален. Новая молодая часть электората просто не знает этих событий, не понимает, о чем идет речь. Для них фамилии Захаренко, Гончар ничего не говорят.

Другое дело, если российское руководство решит актуализировать эту проблему и вбросить ее в ходе информационной войны с Лукашенко. Например, в архивах ФСБ наверняка имеются записанные на видео показания бывшего председателя КГБ Беларуси В. Мацкевича, бывшего генерального прокурора О. Божелко, которые летом 2001 года длительное время находились в Москве. Кстати, В. Мацкевич и сейчас работает там, как и бывший министр внутренних дел Беларуси В. Наумов. Вот, например, если они проведут пресс-конференцию и расскажут о фактах, которые знают, тогда на этой информационной волне оппозиция может сыграть. Она может спровоцировать новое расследование, В. Шеймана и Д. Павличенко могут быть арестованы и пр. Но опять же, этот вопрос может быть только дополнительным фактором избирательной кампании, но не основным — по причинам, которые изложены выше.