Оргкомитет по созданию партии «Белорусская христианская демократия» выступил с инициативой формирования Альтернативного правительства для единого кандидата оппозиции на президентских выборах 2010–2011 годов. Какой эффект можно ожидать от появления теневого кабинета министров в канун президентских выборов?
Валерий Карбалевич. Вреда от этого не будет, но и особую пользу для оппозиции в таких действиях трудно увидеть.
Прежде всего, эта идея не новая. Такие альтернативные правительства создавались оппозицией в 1990-х годах. Одно время главой теневого правительства был покойный Геннадий Карпенко. Кроме того, нечто подобное существует и сейчас. Национальный комитет — исполнительный орган ОДС, существует уже несколько лет, возглавляет его председатель ОГП А. Лебедько.
Что касается идеи формирования Альтернативного правительства для единого кандидата оппозиции на президентских выборах 2010–2011 гг., то мне кажется, что сосредотачиваться сейчас на реализации этой идеи — значит, пытаться решать проблему не с того конца, ставить телегу впереди лошади.
Главная проблема, стоящая на повестке дня оппозиции — это выдвижение единого кандидата. С этого надо начинать, искать механизмы реализации идеи. И только после этого можно создавать теневое правительство, объединять ресурсы, организовывать пиар-кампанию и пр. Однако пока решение этого вопроса не просматривается, все прогнозы пессимистические.
Создание же альтернативного правительства до того, как выдвинут единый кандидат, особого смысла не имеет. Это может оказаться бесполезным делом в том случае, если оппозиции не удастся объединиться. Не вижу, каким образом создание же альтернативного правительства может помочь выдвижение единого кандидата.
Теперь несколько соображений общего порядка. Создается впечатление, что для значительной части оппозиции, особенно молодой ее части, политические игры в оппозиционной тусовке принимаются за реальную политику и иногда заменяют ее. Можно, конечно, создавать свое правительство, избрать свой оппозиционный парламент, даже своего президента. (Когда-то в 1990-е годы записывались в гражданство БНР). Но эти виртуальные телодвижение не оказывают никакого влияния на общественно-политические процессы в стране.
Нужно выходить за пределы оппозиционного гетто, апеллировать к обществу. Как это сделали организаторы кампании «Говори правду!». Власти сразу же почувствовали угрозу и поэтому быстро ее разгромили.
Другой пример: предложение Партии БНФ провести референдум о таможенных пошлинах на автомобили. Эта идея поставила власти в неудобное положение, пришлось отказывать в реализации этой популярной в обществе идеи. А с другой стороны, твердая позиция правительства Беларуси по этому вопросу на переговорах о создании Таможенного союза, на мой взгляд, отчасти можно считать следствием активности БНФ.