В интервью «Салідарнасці» экс-кандидат в президенты Александр Козулин заявил, что судимость с него снята, следовательно, он может принять полноценное участие в предстоящей президентской гонке. На ваш взгляд, каковы шансы А. Козулина вновь стать одним из самых ярких игроков предстоящей избирательной кампании?
Валерий Карбалевич. Проблема в том, что нет ясности в вопросе о юридической возможности участия Александра Козулина в президентских выборах. То, что ему сказали о снятии судимости, недостаточно, — нет официального документа. Власти сознательно подвешивают ситуацию, не говорят ни «да», ни «нет», чтобы в последний момент спутать оппозиции все карты. Вполне может выясниться, что уже после сбора подписей ему откажут в регистрации на основании как раз его судимости.
Хочу напомнить, что в 2008 г. власти соглашались выпустить Козулина из заключения только при условии, что он уедет за границу и не будет участвовать в политической жизни страны. Судя по всему, этот вопрос сильно беспокоит А. Лукашенко и сейчас. Ведь не зря же он в своем выступлении с посланием в Национальном собрании с удовлетворением констатировал, что тот ведет себя тихо.
Важно обратить внимание и на эпизод с его задержанием и присуждением штрафа якобы за нецензурную брань после процесса над Н. Автуховичем. Его взяли демонстративно-показательно, он ничем не спровоцировал задержание. Это был сигнал, предупреждение — чтобы не высовывался.
Однако вынесем за скобки это обстоятельство и поговорим политическом весе Козулина в оппозиционной среде. После освобождения из заключения в августе 2008 г. у него был большой политический и моральный капитал. Сам факт суда над ним, беспрецедентная мужественная голодовка с выдвижением политических требований, смерть жены создали вокруг него ореол мученика и борца. Он имел все шансы после освобождения нарастить этот капитал и стать вторым политиком в стране, главной альтернативой и надеждой миллионов людей. Вся политизированная публика смотрела на него снизу вверх и ожидала неких важных слов, действий, решений. Но ничего не дождалась. А. Козулин фактически «схаваўся ў бульбу», быстро потерялся среди других оппозиционных лидеров, бездумно расстратил свой политический капитал.
Безусловно, и сейчас А. Козулин является хорошей кандидатурой на статус единого кандидата. Он уважаем и приемлем среди активистов оппозиции и демократического электората за решительность и смелость. Его знают и принимают на Западе. Он не вызывает отторжения в среде номенклатуры и России.
Но если процесс выбора единого кандидата от оппозиции закончится ничем, то говорить о его шансах трудно. На сегодняшний день он политик-одиночка. Структуру, которую А. Козулин пытался создать, выглядит виртуальной, мало пригодной для избирательной кампании. Кто будет ему собирать подписи, совершенно непонятно.
А. Козулин интересен как фактор, символ объединения, консолидации демократических сил. Вне этого процесса в ходе нынешней избирательной компании он зависает.