Владимир Александрович, вчера и сегодня в средствах массовой информации распространяются сообщения о непростой ситуации, складывающейся в ЕГУ в связи со сделанным министром образования РБ недвусмысленным предложением академику А. А. Михайлову покинуть пост ректора университета. Известно ли Вам что-либо о подробностях разговора, состоявшегося между ректором и министром?
Владимир Дунаев:
Я не был непосредственным очевидцем этой встречи. Она произошла утром 21 января, в среду, по инициативе министра. По информации, которую мы узнали от Анатолия Арсеньевича Михайлова, ему было вежливо, но настоятельно рекомендовано уйти в отставку и сообщено, что на должность ректора уже имеется другая кандидатура. Анатолий Арсеньевич объяснил, что через несколько часов уезжает в ранее запланированную командировку в Австрию, после чего должен будет направиться в Германию. Это важные для нас поездки, которые не могли быть отменены. Во всяком случае, предложение министра было для него совершенно неожиданным.
Сергей Паньковский:
Какова была реакция академика Михайлова? Как он сегодня интерпретирует это событие?
Владимир Дунаев:
У нас не было возможности сразу широко это обсудить. Но мы договорились, что решение, которое примет Анатолий Арсеньевич, будет зависеть от позиции наших коллег в Европейском гуманитарном университете, от позиции наших партнеров и доноров. И только после проведения соответствующих консультаций будет сформулирована позиция ректора.
Сергей Паньковский:
Очевидно, что принудительное вытеснение из ЕГУ его создателя — академика Михайлова, на доверии не в последнюю очередь к личной репутации которого выстраивается сотрудничество ЕГУ с многочисленными зарубежными университетскими и научными центрами, означало бы существенное изменение отношения европейского и американского академического сообщества не только к конкретному учебному заведению, но и создало бы предпосылки для вполне предсказуемых суждений о положении дел в белорусской интеллектуальной среде в целом. С чисто практической стороны, резонанс от этого события может серьезно повлиять на общее состояние международных университетских связей нашей страны. Есть и еще один аспект проблемы. Известно, что за все время существования ЕГУ никогда не получал финансовой помощи от государства. «Физически» он живет в значительной степени за счет средств, предоставляемых университетам международными фондами и программами, а также правительствами ряда стран, активно развивающих культурные контакты. Прекращение подобной поддержки, не говоря даже о содержательных потерях, чрезвычайно осложнило бы финансовую ситуацию университета. Гипотетический перевод его на государственное финансирование представляется весьма проблематичным. Иными словами, будущее преподавателей, сотрудников и студентов ЕГУ становится очень неопределенным. Как это воспринимается в университетском коллективе?
Владимир Дунаев:
Я хочу вернуться к тому, о чем уже говорил. Решение судьбы ректора и университета находится в том числе в руках наших преподавателей, сотрудников и студентов. Их интересы должны рассматриваться в качестве приоритетных. Коллектив ЕГУ высказывается против смены ректора. Преподаватели нашего университета обратились к Анатолию Арсеньевичу Михайлову с письмом поддержки.
Что касается зарубежных доноров, то и их позиция уже определилась. Они не будут продолжать оказывать содействие университету в случае смены ректора по инициативе министерства образования. И дело не только в высокой научной репутации А. А. Михайлова и доверия к нему лично наших зарубежных партнеров, но и в том, что в настоящий момент он стал символом сохранения миссии университета и его академической культуры. Принимая свои решения, наши партнеры руководствуются не эмоциями, а трезвой и скрупулезной оценкой выполнения ЕГУ своих функций, которую осуществляют независимые аудиторы и эксперты. До сих пор у доноров не было оснований сомневаться в качестве образовательных и исследовательских программ ЕГУ и эффективности использования грантов. Ситуация, которая складывается сейчас вокруг ЕГУ, воспринимается зарубежными донорами и университетскими партнерами с большой тревогой.
Сергей Паньковский:
Европейский гуманитарный университет представляет собой один из наиболее известных в Центральной и Восточной Европе международных образовательных проектов, в жизнедеятельности которого принимают участие университетские сообщества ряда зарубежных стран. С момента своего возникновения в истории Европы, университеты выступали местом и символом сотрудничества университетской корпорации, существующей вне национальных границ. Неотъемлемым признаком университетской жизни, начиная со средних веков, являлось свободное перемещение профессоров и студентов из одного университета в другой в масштабе всего континента. В европейской истории университеты рассматриваются как один из важнейших факторов формирования всеевропейского единства, солидарности, противодействия войнам и вражде между народами. Не случайно, во всем мире принципиальное значение придается сегодня интернационализации университетского образования. В этом контексте, по-видимому, естественной выглядит озабоченность зарубежных правительств, послы которых немедленно отреагировали на нависшую над Европейским гуманитарным университетом угрозу, нанеся в пятницу визит министру образования Беларуси. (Сам по себе такой визит является беспрецедентным и уникальным в современной белорусской истории). Главы дипломатических миссий представили точку зрения на планируемую отставку ректора ЕГУ десяти европейских стран и США. Как Вы прокомментируете этот факт?
Владимир Дунаев:
Естественно, мы были информированы о намерении представителей дипломатического корпуса встретиться с министром образования. Впервые такое намерение они выразили после неожиданного для всех заявления министра на декабрьской коллегии, высказывавшегося о нецелесообразности привлечения иностранных преподавателей Европейским гуманитарным университетом. Присутствие зарубежных коллег, по весьма резкой оценке министра, превращает наш университет в «проходной двор». Тогда этот визит был отложен и состоялся только сейчас, после того как стало известно о содержании разговора между министром и нашим ректором.
Сергей Паньковский:
Возможно, небезынтересно будет отметить, что академик Михайлов вручал диплом почетного доктора ЕГУ премьер-министру одной из представленных на этой встрече стран, Литвы, Альгирдасу Бразаускасу.
Владимир Дунаев:
Да, это так.
Сергей Паньковский:
Будем надеяться, что после возвращения из командировки Анатолий Арсеньевич Михайлов сам представит собственную точку зрения о случившемся. Сайт «Наше мнение» будет информировать читателей о проблеме, представляя материалы администрации, преподавательского и студенческого коллективов ЕГУ, иную информацию, помогающую следить за развитием событий. Если они будут иметь продолжение.