Валерия Костюгова: 13 ноября Александр Лукашенко критиковал правительство по итогам хозяйствования за 9 месяцев. В числе прочего он сказал: «Мне кажется, что правительство в целом — финансовый и силовой блоки — начинают обрастать тиной. Мне не хотелось бы прибегать к принципу ротации кадров, но вы должны понять, что ваша задача — не просто чертить графики и писать доклады, а прилагать усилия к тому, чтобы общество увидело реальные подвижки в вашей деятельности». Непонятно, причем здесь силовики, какова связь между работой силовых органов и состоянием экономики?
Роман Яковлевский: Мы, конечно, можем только предполагать, что имел в виду Лукашенко, упоминая силовой блок.
Между тем, хотел бы напомнить, что Комитет государственного контроля относится к так называемому силовому блоку. В КГК есть соответствующие подразделения — Департамент финансового мониторинга (разведка) и Департамент финансовых расследований (контрразведка). Т.е. КГК является одной из белорусских спецслужб. Можно предположить, что этот упрек адресовался в первую очередь вот этой структуре силового блока. Вместе с тем, можно вспомнить летний скандал, связанный с противостоянием КГБ и Комитета госконтроля, известный инцидент в Могилеве, как раз касался участия (законного или нет — судить трудно) Комитета госбезопасности, его руководящих кадров в коммерческих структурах. По некоторым данным, в «Белнефтехиме».
Так что не исключено, что Лукашенко под «тиной» имел в виду не только леность, но коррупцию.
Кроме того, на минувшей неделе мы стали свидетелями нескольких неожиданно обнадеживающих заявлений наших экономических генералов, заявлений, которые могут быть вызваны либо недостатком информации, либо сознательным ее игнорированием. И если правительство строит свои планы на основе недостоверной информации, это так же может быть вина спецслужб.
Я имею в виду заявление министра Корбута о том, что, по его данным, в российский бюджет на следующий год может быть заложена сумма столь желаемого у нас полуторамиллиардного кредита. Российская сторона пока это заявление никак прокомментировала. Напротив, она, я бы сказал, хранит зловещее молчание по поводу правительственного кредита белорусским партнерам.
Заместитель министра промышленности Гуринович рассказал, что Беларусь ведет переговоры о создании совместного с американской компанией «Интернешнл» производства двигателей. Между тем, представитель Госдепа США Дэвид Крэмер сделал заявление о том, что США в ближайшее время намерены усилить дополнительными санкциями нажим на режим Лукашенко, продолжающий нарушать права человека и содержать политзаключенных. И, насколько известно из компетентных источников, эти санкции как раз предусмотрены в отношении белорусских предприятий с государственным капиталом, их экспорта и финансов.
В.К.: Как стало известно уже после отчета правительства президенту, США уже сделали первый шаг в этом направлении — заморожены счета белорусского государственного концерна «Белнефтехим». Введенные министерством финансов США санкции касаются всех представительств «Белнефтехима» в Германии, Украине, Латвии, России и Китае, а также американского дочернего подразделения концерна Belneftekhim USA. Любые средства подразделений, попадающие под юрисдикцию США, должны быть заморожены, а гражданам США запрещено заключать сделки или вести дела с указанными подразделениями концерна.
Р.Я.: Хотел бы напомнить, что впервые в истории США был принят закон о Беларуси, т. е. документ не одноразового действия. Буш его продлевал, внося дополнения в этот закон. Как раз дополнения предусматривают санкции в отношении банковских счетов и финансовых операций белорусских загранучреждений и белорусских торговых представительств предприятий с государственным капиталом. По-видимому, Лукашенко считает, что спецслужбы должны каким-то образом сопровождать деятельность белорусских предприятий за границей и обеспечивать безопасность их финансовых операций.
Например, ожидаются какие-то выгоды от венесуэльского проекта, координацией которого как раз занимается глава Совбеза. В свете этих новых санкций, получить те 40% доходов, которые будто бы причитаются белорусской стороне в соответствии с соглашением о разделе продукции, без каких-то дополнительных мер будет затруднительно.
И прошу обратить внимание, что речь идет обо всех подразделениях «Белнефтехима», включая Украину и Китай.
Получается, что успех планов правительства, направленных на решение нефтяного вопроса — а это и венесуэльский проект, и создание БНК, одним учредителей которой является «Белнефтехим», и торговля нефтепродуктами на бирже от имени опять же подразделений «Белнефтехима» и другие проекты, ставится под вопрос американскими санкциями. И если бы правительство вовремя располагало необходимой информацией или не пряталось бы от нее и не прятало ее от Лукашенко, планы следовало серьезно менять.