?Курманбек Бакиев с понедельника находится в Минске. Об этом вчера заявил Александр Лукашенко, во время своего традиционного послания к белорусскому народу. Какие последствия для Беларуси будет иметь решение официального Минска предоставить политическое убежище экс-главе Кыргызстана?

Валерий Карбалевич. Прежде всего, по поводу причин, побудивших А. Лукашенко дать политическое убежище К. Бакиеву. Здесь дело не в политическом расчете, а в психологии. Белорусского лидера сильно впечатлила революция в Кыргызстане, которая за сутки смела авторитарный режим К. Бакиева, как карточный домик. С учетом его представлений, являющихся отчасти средневековыми, что любая власть является сакральной, и выступление против нее — преступление, события в далекой центральноазиатской стране кажутся нарушением общепринятого порядка мироздания. Поэтому он косвенно назвал пришедшую к власти оппозицию «бандой».

Кстати, белорусский лидер не первый раз предоставляет политическое убежище свергнутым диктаторам. Он предлагал приехать в Беларусь бывшему президенту Югославии Слободану Милошевичу, президенту Ирака Саддаму Хусейну.

В событиях в далеком Кыргызстане президент Беларуси увидел зловещий знак. А. Лукашенко не скрывает, что боится повторения киргизских событий в Беларуси: «Если бы такое происходило в моей стране, и кто-то повел бы людей под пули — мало бы таким не показалось. И нечего упрекать Бакиева за то, что власть применяла силу, защищая себя. Ведь если власть не может защитить себя и свой народ, то что это за власть».

Т. е. президент Беларуси посылает месседж, что в случае подобных волнений у нас, он, не задумываясь, прикажет стрелять в людей. И, кстати, одна из причин такой симпатии к К. Бакиеву состоит в том, что тот, в отличие от других свергнутых в ходе «цветных революций» диктаторов, не побоялся дать команду стрелять в народ.

Но белорусского лидера взбудоражил и возбудил даже не столько мгновенный крах дружественного режима, сколько изменившаяся позиция России. Дело в том, что до сих пор Москва твердо поддерживала правящие автократии на постсоветском пространстве. Она считала, что, во-первых, они обеспечивают стабильность в своих странах, во-вторых, демократические режимы ориентируются на Запад, а авторитарные — на Россию. Поэтому во время «цветных революций» Россия и Беларусь решительно поддерживали власть в этих государствах, осуждали уличные акции, объявляли их коварным заговором Запада.

Однако вскоре Москва увидела, что такая концептуальная установка не соответствует реальности. Во-первых, авторитарные режимы не такие уж и стабильные. Во-вторых, оказалось, что они успешно дистанцируются от России и неплохо дружат с Западом. Например, Узбекистан, Азербайджан, тот же Кыргызстан, а теперь и Беларусь.

Этим и объясняется, что РФ резко осудила политику К. Бакиева и твердо поддержала пришедшую к власти оппозицию, отказалась предоставить политическое убежище бежавшему киргизскому президенту. Более того, по утверждению белорусских телеканалов и выступающих там «экспертов», события в Кыргызстане были инспирированы Москвой. И в довершении ко всему, оказалось, что Россия скоординировала свои действия с США.

И если всю эту модель, примененную Россией в Кыргызстане, экстраполировать на Беларусь, то есть от чего прийти в состояние тяжелого психологического стресса. Московский тандем недоволен А. Лукашенко больше, чем К. Бакиевым. Впереди президентские выборы, и белорусский лидер боится, что Кремль может повторить у нас киргизский сценарий. Уже теперь он увидел, что Москва якобы поддерживает независимые СМИ, интернет-сайты.

А в случае чего, РФ даже не предоставит и политическое убежище. И что тогда делать? Лететь через океан к другу Чавесу?

А. Лукашенко примеряет судьбу К. Бакиева на себя. Этим объясняются настойчивые, внешне плохо мотивированные приглашения экс-президента Кыргызстана в Беларусь.

Не думаю, что приглашение К. Бакиева будет иметь какие-то серьезные внешнеполитические последствия для Беларуси. Укрепится образ А. Лукашенко как международного маргинала, союзника государств-изгоев и лидеров-изгоев.

Конечно, ухудшатся отношения Беларуси с новым правительством Кыргызстана. В воскресенье А. Лукашенко, обращаясь к населению этой страны «не допустить предательства своего президента» К. Бакиева, фактически призвал к гражданской войне. Но для Беларуси отношения с Кыргызстаном не имеют большого значения. Белорусско-киргизский торговый оборот мизерный.

Могут возникнуть проблемы в рамках ОДКБ. Этот союз и так непрочен, а тут еще две страны (Кыргызстан и Беларусь) на грани разрыва дипломатических отношений.

Предоставление политического убежища К. Бакиеву — это демонстрация в адрес России. Это еще один конфликтогенный фактор белорусско-российских отношений, но, думаю, не слишком сильный. Вряд ли удастся использовать К. Бакиева для давления на Россию и новое правительство Кыргызстана, которое поддерживает Москва.

Скорее приглашение киргизского экс-президента — это отчаянная попытка А. Лукашенко избавиться от страха.