? Согласно мартовскому опросуНИСЭПИ82.4% респондентов говорят о том, чтоорганы местнойвласти практически не влияют на их жизнь. А как воспринимают органы местной власти наши соседи?

Сергей Николюк.Привычка голосовать досталась белорусам по наследству от советского прошлого. Если согласиться с официальной информацией, в тот славный период явка достигала 99,9%. Это называлось: «Выполнить свой гражданский долг». Сегодня хранителями электоральных традиций являются в основном люди старшего поколения, большинство из которых голосует за кандидатов «партии» власти. Понимая это, власть старается максимально деполитизировать местные и парламентские выборы. Чем ниже явка, тем весомей доля сторонников власти среди голосующих. Такая структура реальных избирателей делает бесполезной усилия оппозиции, направленные на борьбу за голоса мифического «болота». Им бы своих потенциальных сторонников в день выборов поднять с диванов, так ведь не получается и этого. На парламентских выборах 2008 г. среди белорусов, доверяющих Лукашенко явка составила 81%*, а среди не доверяющих — 36%!

В первой половине марта о своей готовности голосовать на выборах депутатов местных Советов заявило 63% респондентов. Опыт прошлых выборов дает основание утверждать, что реальная явка будет ниже. На президентских выборах наблюдается обратная картина: реальная явка оказывается выше декларированной. Все дело в мобилизационном эффекте, который имеет место быть на президентских выборах.

Среди причин отказа от участия в голосовании самая популярная — неверие в то, что местные Советы способны решать вопросы избирателей (18% от общего числа опрошенных). На втором месте — неверие в честность выборов (12%). На третьем — недоверие ко всем баллотирующимся по данному избирательному участку кандидату (11%).

Ритуальный характер участия в голосовании подтверждает табл. 1. Только 14% респондентов согласились с тем, что деятельность местных Советов значительно влияет на их жизнь. В год третьих президентских выборов доля оптимистов была заметно выше. Это еще один отголосок мобилизационной кампании.

Таблица 1. Динамика распределения ответов на вопрос: «В какой степени влияют на Вашу жизнь местные (городские, районные, областные) Советы и их депутаты?», %

Вариант ответа

12\`02

11\`06

03\`10

Влияют значительно

9.3

18.4

14.4

Влияют незначительно

34.7

37.1

36.2

Вообще не влияют

47.3

36.5

46.2

ЗО/НО

8.7

8.0

3.2

Еще одно подтверждение ритуального характера голосования — сочетания высокой явки с низким уровнем доверия, которым пользуются у населения местные Советы. В июне 2009 г. данному институту доверяли 35% респондентов, а не доверяли — 52%. Но это по данным НИСЭПИ. У социологов из Информационно-аналитического центра при Администрации президента иная «картинка». Согласно их опросу, проведенному примерно в то же время, местным органам власти доверяют 57% белорусов. Чьи результаты ближе к истине — вопрос отдельный. Я лишь замечу, что рейтинг доверия местным органам власти получился у ИАЦ выше, чем у НИСЭПИ рейтинг доверия президенту (51%).

Следует отметить, что в целом белорусы оценивают возможности местных Советов рационально. И не читая политологической литературы «простые» люди прекрасно понимают, что живут в централизованном государстве, в котором все серьезные решения принимаются в одном конкретном месте одним очень конкретным человеком.

Истина познается в сравнении, а потому для лучшего понимания белорусской реальности обратимся к опыту Евросоюза, и сделаем мы это с помощью социологической службы «Евробарометр».

В октябре 2008 г. по мнению европейцев на их жизнь наибольшее влияние оказывали власти национального уровня (43% респондентов). На втором месте по степени влияния оказались власти регионального и местного уровня (38%), а только на третьем месте с большим отставанием — власти общеевропейского уровня (9%). По ходу углубления экономического кризиса (июнь 2009 г.) влиятельность общеевропейского уровня повысилось до 13%, национального до 46%, а вот влияние регионального и местного уровня снизилось до 34%. В такой переоценке есть своя логика. Кризис-то мировой, а потому не на местном же уровне с ним бороться.

Беларусь в этом смысле из общеевропейской колеи не выпадает. Чем больше проблем с экономикой, тем меньше потребность в местной власти (табл. 2).

Таблица 2. Динамика распределения ответов на вопрос: «Следует ли, на Ваш взгляд, расширить полномочия местных Советов?», %

Вариант ответа

12\`02

11\`06

03\`10

Да

26.1

34.0

25.9

Нет

51.6

43.8

58.0

ЗО/НО

22.3

22.2

16.1

Если мы рассмотрим, приведенные выше данные «Евробарометра» через призму социально-демографических характеристик респондентов, то в очередной раз столкнемся с аномальными по белорусским меркам оценками. Европейские мужчины чаще женщин отмечают влияние на свою жизнь национальных и общеевропейских властных институтов (48 vs 44% и 15% vs 11% соответственно), а вот женщины отдают предпочтение региональным и местным властям (37% vs 31%).

Причину такой гендерной зависимости понять несложно. В европейских странах, в отличие от Беларуси, люди обладающие личностными ресурсами (молодые, образованные жители больших городов) ориентируются в первую очередь на национальный и общеевропейский уровень, тогда как граждане с противоположными социально-демографическими характеристиками больше ориентируются на местные власти в силу своей низкой мобильности. Проиллюстрируем сказанное на примере менеджеров и домохозяек (табл. 3).

Таблица 3. Распределение ответов на вопрос: «По вашему мнению, какой из властных уровней национальный, региональный и местный или общеевропейский в наибольшей степени оказывают влияние на вашу жизнь» в зависимости от социального статуса.(июнь 2009 г.)

Статус

Национальный

уровень

Региональный и местный уровень

Общеевропейский уровень

Менеджеры

55

28

13

Домохозяйки

41

37

11

Табл. 4 позволяет нам перейти от средней температуры по европейской «больнице» непосредственно к странам, граничащим с Беларусью. От советского прошлого не так-то легко избавиться. Напомним, предпочтение национальному уровню в июне 2009 г. выразило 46% усредненных европейцев, что с учетом погрешности соответствует предпочтению поляков. А вот у литовцев и латышей склонность оценивать влияние государственного уровня управления на свою жизнь значительно выше. Соответственно ниже среднего (34%) они оценивают влияние местного, и что удивительно, общеевропейского уровня управления (13%).

Таблица 4. Распределение ответов на вопрос: «По вашему мнению, какой из властных уровней национальный, региональный и местный или общеевропейский в наибольшей степени оказывают влияние на вашу жизнь» в странах ЕС, граничащих с Беларусью.(октябрь 2008 г.)

Государства

Национальный

уровень

Региональный и местный уровень

Общеевропейский уровень

Литва

64

21

6

Латвия

63

26

9

Польша

47

34

11

И в заключении о доверии. Признавая ведущую роль по степени влияния на свою жизнь национальных уровней власти, европейцы тем не менее доверяют в большей степени региональным и местным властям (50%), рейтинг доверия национальной власти существенно ниже — 34%, а у общеевропейских властных институтов он составляет 47% (октябрь 2008 г.). В Беларуси наблюдается обратная зависимость. Это свидетельствует не только об иной природе белорусской власти, но и об ином ее восприятии общественным мнением.