Объединенная гражданская партия заявила о том, что прекращает свое участие в выборах в местные советы. Де-факто об этом же заявила и «Европейская „коалиция“. Каких эффектов можно ожидать от выхода названных политических субъектов из текущей избирательной кампании?

Юрий Чаусов. Заявления ряда оппозиционных структур о выходе из избирательной кампании можно оценить как неоднозначные. С одной стороны, партии дают резко критическую оценку условиям проведения выборов, характеризуют последние как несправедливые и несвободные, с заранее предопределенным итогом, — и на основании этого делается вывод о нецелесообразности участия в них. С другой стороны, решение о снятии с выборов уже выдвинутых кандидатов отдается партиями на откуп самим кандидатам. Акценты расставляются по-разному, но в итоге всё зависит от конкретной личности, баллотирующейся в местный совет.

Плюсы и минусы партийного неучастия в выборах не очевидны. В преддверии Съезда ОГП дискуссия по этому вопросу была жаркой, и решение о выходе из кампании было поддержано менее чем двумя третями делегатов Съезда: проголосовали «за» — 66, «против» — 37, «воздержались» — 5 делегатов. Сторонники участия в кампании так же не тешат себя иллюзиями о «либерализации» и о возросших шансах на получение депутатских мандатов.

Вряд ли будет выработано единое отношение к вопросу участия в местных выборах на уровне оппозиции в целом, поскольку согласовать интересы придется не только между коалициями, партиями, но и между локальными лидерами. Партии, собственно, и не принимали участие в местных выборах — участвовали лидеры на местах, имеющие мотивацию и политические амбиции. На национальном уровне отношение партий к выборам было скорее апатичным. Так что представляет интерес юридическая коллизия в случае с кандидатами, выдвинутыми от организационных структур ОГП только путем партийного выдвижения: по идее, выход партии из кампании, утвержденный решением высшего органа, отменяет ранее принятые решения организационных структур о выдвижении кандидатов.

Но, так или иначе, пожалуй, нигде кроме Минска и некоторых крупных городов оппозиционное присутствие в кампании не является заметным для избирателей. Изменение избирательного законодательства и некоторое расширение возможностей для агитации, казалось бы, давали оппозиционным партиям возможности эффективно реализовывать те задачи, которые озвучиваются в ходе всех последних избирательных кампаний. Хорошо, выборов в Беларуси нет. Но если партиями ставится задача демонстрации политической и организационной альтернативы и донесения до общества предложений демократических сил по выходу из кризиса — то теперь возможности для этого направления деятельности очевидно расширились. Похоже, что на самом деле подобные лозунги лишь прикрывают кризис идентичности партий в их современном виде: они с трудом находят оправдание собственного существования.

По существу, ряд партий, принимая двусмысленные и неоднозначные решения по вопросу участия в выборах, пытается снять с себя ответственность за стратегические ошибки в выборе собственной миссии.

Так что эффект самоустранения партийных структур от выборов будет иметь минимальное влияние на ход самой кампании. Вряд ли следует воспринимать серьезно утверждения, что риторический выход ОГП из кампании ломает сценарий властей. Вероятно, принимая такие решения, партии руководствовались стремлениями, выходящими за пределы текущей избирательной кампании. Прежде всего — это возможное расширение пространства достижимого на будущих президентских выборах. Пускай не в сфере формального регулирования кампании, но, например, с расчетом добиться большего представительства в избирательных комиссиях.

Для оппозиционных партий очевидной истиной является постулат: выборов в Беларуси нет. Их нет не в силу каких-то особенностей избирательной системы, а силу самой природы политического режима, не предусматривающего легального существования плюрализма мнений на уровне власти. В то же время основным показателем эффективности партийной работы, например, в ОГП, считается именно успех на выборах, которые рассматриваются смыслом партийной деятельности. Отсюда — такая половинчатость решений и непоследовательность в стратегии, неизбежная при таком видении функций партии. Остается лишь гадать, каковы будут действия этих партий в ходе президентской кампании, когда градус репрессий будет повыше, а влияния на подсчет голосов у оппозиции будет ещё меньше.

Обсудить публикацию