По информации газеты Financial Times, компания Google разработала детальный план закрытия поисковой системы в Китае и может претворить его в жизнь. Таким образом, «китайский опыт» регулирования национального сегмента Интернет, на который у нас так часто ссылаются, может завершиться уходом транснациональной корпорации с китайского рынка. Насколько вероятны подобные сценарии (либо работа в режиме цензуры, либо уход с рынка) для сетевых сервисов в Беларуси?
Алексей Медвецкий. Чтобы такой сценарий был вероятным, нужно, как минимум, чтобы в Беларуси была введена интернет-цензура по китайскому образцу и чтобы компания Google пришла на белорусский рынок (например, открыла офис по продаже рекламы). Пока ни того, ни другого нет. Несмотря на быстрые темпы роста, белорусский рынок контекстной интернет-рекламы для Google пока не интересен. Вероятно, то же самое касается легендаррного «Великого китайского файервола» — даже если эта технология кому-то здесь нужна, она слишком дорога для внедрения.
Хотя, действительно, условия для цензурирования Интернета в Беларуси самые благоприятные. Белорусские пользователи выходят в «большой» Интернет через одного оператора «Белтелеком», который монопольно контролирует внешние наземные Интернет-шлюзы. Дальше можно выстраивать конспирологические теории, и готов поспорить, что с приближением президентских выборов будет появляться все больше поводов для таких догадок.
Отдельно нужно заметить, что в пункте № 2 недавно принятого указа № 60 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет» предполагается, что компании, оказывающие услуги в Интернете, будут обязаны регистрировать юрлица в Беларуси и размещать свои сервисы на территории РБ. Этот пункт указа уже вызвал недоумение экспертов. Например, почтовая служба Google очевидно является популярной услугой, но физически располагается не на территории Беларуси, так же как и российские почтовые и рекламные службы. Указ вступает в силу с 1 июля, и все с нетерпением ждут, как будет применяться это положение.
Если вернуться к конфликту Google с Китаем, то нужно прояснить два важных вопроса. Во-первых, Google с самого начала официальной работы в Китае (2005 г.) принял китайские правила игры и стал цензурировать результаты поиска. Во-вторых, недавнее сообщение в Financial Times — это часть переговорного процесса, который длится уже несколько месяцев.
Google, как и любая компания, не заинтересована в потере китайского рынка. Со своей стороны, китайское правительство тоже хочет что-то получить от Google. Что именно — мы не знаем, но, судя по накалу переговоров (в конфликт вмешалось и американское правительство) ставки высоки.