Еще не вступив в должность президента Украины, Виктор Янукович сделал ряд громких заявлений. В том числе он озвучил идею создания на базе украинской газотранспортной системы (ГТС) консорциума по реконструкции и эксплуатации украинской ГТС.Планируется, что в него войдутОАО «Газпром», НАК «Нафтогаз Украины» и ЕС на паритетных правах– каждый получит по 33,3% акций.Фактически таким образом ставится под сомнение стратегия регионального сотрудничества в контексте развития альтернативных газотранспортных сетей, которые не зависели бы напрямую от РФ и Газпрома в частности. Какие последствия будет иметь реализация идеи газотранспортного консорциума для Беларуси?
Владимир Дунаев. Если оставить в стороне некоторое возможное усиление конкуренции между газотранспортными системами наших стран, то в перспективе консорциум может и не повлиять существенным образом не стратегию регионального сотрудничества.
Предложение России и Германии по созданию международного консорциума для управления и развития газотранспортной системой Украины были оформлены межправительственным соглашением 7 октября 2002 г. Однако и до Оранжевой революции, и после украинцы не могли добиться от Газпрома главного: гарантий дополнительных объемов транзита газа. Без этого с точки зрения Украины такой консорциум не имеет большого смысла. Новые предложения Виктора Януковича ничем принципиально не отличаются от прежнего проекта. Их суть — увеличение мощности ГТС Украины до 200 млрд. кубометров газа в год, притом, что в 2009 г. транзит российского газа через Украину составил всего 75 млрд. куб. м. С учетом сорокалетнего износа украинская ГТС имеет ресурс, позволяющий прокачивать до120 млрд. куб. м. Таким образом, украинская сторона ожидала бы от украинско-российско-европейского консорциума гарантий не просто увеличения мощности ГТС на 80 млрд. кубометров, но и гарантий дополнительного объема газа за счет отказа России от строительства обходных газопроводов «Северный поток» и «Южный поток». Видимо, сам Виктор Янукович не верит в реалистичность таких замыслов. Иначе чем можно объяснить, что одновременно с предложением о создании консорциума по развитию украинской ГТС он заявил о заинтересованности Украины участвовать в строительстве тех же обходных газопроводов «Северный поток» и « Южный поток». Перспектив для увеличения поставок российского газа в Европу в обозримой перспективе нет. Причина этого не только в европейской политике диверсификации источников и маршрутов доставки энергоносителей, но и в кризисе самой системы продажи газа в Европе по долгосрочным контрактам. Избыточное предложение газа активизировало требования потребителей сократить объемы обязательной закупки газа по контрактам take or pay и перейти к более справедливому ценообразованию. Для Газпрома это означает потерю значительных объемов поставляемого газа и проблемы с одновременным заполнением всех старых и новых трубопроводов.
Можно спорить о роли президента Ющенко в оформлении новых стратегий транзита энергоносителей в Восточной Европе, но невозможно не признать, что сегодня очень мало шансов сохранить в неприкосновенности те маршруты доставки газа в Европу, которые существовали в прошлом. Роль главного транзитера российского газа Украине не удержать. Россия не намерена отказываться от планов строительства обходных газопроводов, в том числе, и по политическим причинам. И Виктор Янукович не сможет обратить время вспять. К тому же срок его полномочий, как заметил аноним из Газпрома, короче срока работы газопроводов.
Привлечение российского инвестора и продажа части акций украинской ГТС Газпрому может привести к снижению цен на газ для Украины на какое-то время. Но этот кратковременный эффект не заменит необходимости для Украины участвовать в поиске новых стратегий диверсификации транзита газа и нефти в балтийско-черноморско-каспийском регионе. У нашей южной соседки есть шанс вписаться в новую региональную стратегию доставки в Европу каспийских энергоносителей по Евро-азиатскому коридору, конкурируя одновременно и с Россией, и с Турцией.
В этих сценариях у Беларуси может сохраниться роль партнера в большой игре по переориентации геополитического пространства Восточной Европы с помощью меридианальных энерготранспортных проектов. Так, пока остается надежда на участие нашей страны в реализации Балтийско-черноморского нефтяного коллектора на базе нефтепровода Одесса-Броды. Однако пока неясно, кто после ухода Ющенко сможет взять на себя роль лидера этой новой региональной политики. Ответа пока нет.