Многие украинские эксперты сходятся во мнении, что после вступления Виктора Януковича в должность президента Украины украино-белорусские взаимоотношения будут развиваться с оглядкой как на Россию, так и на Евросоюз. Схожим образом в настоящее время строится и политика официального Минска. Следует ли исходя из этого ожидать усиления динамики белорусско-украинских отношений?

Валерий Карбалевич. На перспективы белорусско-украинских отношений будут влиять противоречивые факторы, одним из которых станет новый президент Украины.

Прежде всего, исчезают две проблемы, которые в определенной мере препятствовали политическому сотрудничеству. Во-первых, во время последнего визита Лукашенко в Украину в ноябре прошлого года было найдено решение застаревшего спорного вопроса об украинском долге и связанной с этим ратификации договора о границе. Эта проблема долгое время омрачала двусторонние отношения. И, судя по всему, она, наконец, решена. Украина готова компенсировать Беларуси претензии, которые белорусская сторона рассматривает как долг. В ответ на это Минск ратифицирует договор о границе, подписанный еще в 1997 г. Этот компромисс, безусловно, стоит только приветствовать. Странно, что так долго у близких соседей не хватало политической воли для решения, в общем-то, пустякового вопроса. Здесь стоит сделать оговорку: если обе стороны будут выполнять достигнутое компромиссное соглашение. Ибо, к сожалению, уже не раз были случаи, когда Минск и Киев не реализовывали то, о чем договаривались.

Из сферы двусторонних отношений также исчезает и вторая проблема. После «оранжевой революции» многие политики и даже обыватели примеряли этот сценарий для нашей страны. Белорусские власти были сильно напуганы и со дня на день ожидали импорта революции. Еще долго у белорусских руководителей в глазах мелькали оранжевые чертики, Лукашенко говорил о лагерях боевиков на украинской территории, спецслужбы отлавливали украинских, грузинских и прочих революционеров-интернационалистов. Теперь вопрос снят с повестки дня. Украины как источника революционной заразы и экспортера «цветной революции» больше нет.

С другой стороны, избрание Януковича лишает двусторонние отношения и двух стимулов. Во-первых, Украина перестает быть локомотивом (пусть более символическим, чем реальным) проевропейского движения Беларуси, включая программы «Восточного партнерства».
Скорее всего, будет не таким явным антироссийский тренд белорусско-украинского сотрудничества, на чем акцентировал внимание В. Ющенко. Киев и Минск не станут открыто пугать Москву союзом двух транзитных государств.

Во-вторых, можно предположить, что В. Янукович не будет столь активно поддерживать проект создания Евроазиатского нефтетранспортного коридора, предусматривающего транзит каспийской нефти через Украину, Беларусь в Польшу, страны Балтии. В. Ющенко лоббировал его больше по политическим причинам, это была демонстрация проевропейского и антироссийского тренда. И он активно стремился подключить к этому проекту Беларусь. Теперь этот проект, скорее всего, подвисает.

Если рассматривать перспективы в геополитическом треугольнике Россия-Украина-Беларусь, то здесь тоже возможны перемены. В. Янукович, в отличие от В. Ющенко, не будет активным сторонником скорейшего вступления Украины в НАТО. Эта идея уходящего украинского президента очень болезненно воспринималась Москвой. Угроза вступления Украины в НАТО заставляла Кремль сильнее держаться за Беларусь. Теперь эта опасность минимизировалась, поэтому Москва может вести себя с Минском гораздо более свободно.

Можно предположить, что взаимодействие Беларуси и Украины, как и раньше, сведется в основном к экономическим связям, а политика, геополитика будет играть минимальную роль.

Обсудить публикацию