/Война миров/

Ржавый паровоз

Даже поверхностный анализ многочисленной критики в мой адрес — автора трилогии «Минск — Москва», вызывает ощущение, что мысли, высказанные в статьях, оказались не просто не ко времени или в чем-то вредны для нашей партийной оппозиции, но, наверное, и опасны.

Обратите внимание, во всех статьях уважаемых критиков упоминается быстро ставший пресловутым московский «формат» отношений России к Москве — неучастие в НАТО, сохранение союзнических отношений с РФ, нормальное отношение к русской общине и т. д. Любопытно, что автор трилогии, обобщив взгляды российского правящего класса в отношении Беларуси, оказался не только виновен в содеянном, но, в интерпретации критиков, оказался в роли политического слепца, который не желает видеть, что Александр Милинкевич чуть ли не идеально подходит к вышеназванному формату и вполне способен гораздо лучше А.Лукашенко эти, скажем так, «требования» выполнить. Действительно, «единый кандидат» выступает за нейтральность РБ, за «уважение ее геополитических интересов» и т. д. (статьи А. Федуты и Я. Полесского).

Все верно. Более того, автор этих строк ни минуты не сомневается в способностях А. Милинкевича вести диалог с Москвой. Но удивляет другое. Почему-то мимо острого внимания многочисленных критиков удивительным образом пролетает главный вопрос, который был озвучен в статьях неоднократно. Сначала в «Минск — Москва III»: «Надежды части оппозиции, что в случае роста рейтинга и ресурсов в руках А. Милинкевича Москва „сама придет“, странны. Ей-то зачем идти в „примаки“, „вторым номером“, „младшим партнером“ в чужой проект, который она не начинала, со сценарием не знакома, да ее и не приглашали». Затем в «Ватерлоо» было сказано еще резче: «В том то и беда, что проект „единый кандидат“ односторонний, в этот политический „кооперативРоссию не позвали, долю, равную ее влиянию на белорусское политическое поле, не предложили… Делиться надо!». Вот в чем суть-то, а не в «формате» взглядов Москвы на Минск. Но критики данной проблемы не желают видеть в упор. Между тем, страну, прямые и частично косвенные дотации и преференции которой для Беларуси достигают в год от 1,5 до 2 млрд. долларов, сознательно оставили за бортом проекта «единый кандидат».

Автор этих строк с полным основанием заявляет: с Москвой по поводу проекта «единый кандидат» никто из «родителей» данного сценария не стал даже разговаривать. В итоге ее поставили перед фактом. Судя по всему, рассуждали так: «Зачем с Кремлем вести диалог, если А. Милинкевича можно России НАВЯЗАТЬ». Как говорится, флаг в руки…

Проблему «навязывания» или «лоббирования» «единого» в Москве критика даже не обсуждает. Само по себе подразумевает, что когда нога А. Милинкевича только ступит на землю путинского авторитаризма и примкнувших к ним имперских думцев, как толпы пьяных бездельников бросятся к ногам белорусской мессии демократии и транспарентности, чтобы на своих плечах понести его к стенам Кремля. В той же степени, то есть нулевой, обсуждались проблемы фактического включения оппозиции в политический сценарий власти. Это потом появились объяснения, что участие оппозиции в выборах не легитимизирует участие в этих же выборах А. Лукашенко, что, авось, А. Лукашенко не будет участвовать в голосовании и т. д. и т. п. Это конечно хорошо, что на вопросы ищутся ответы или хотя бы оправдания. Не поздновато ли? Может, стоило не «единого кандидата» избирать на НКДС, а лидера оппозиции, который на просторе и мог бы заняться определением формата участия в назначенныхЛукашенко выборах. Но что говорить, когда дело сделано…

Но ведь делиться все равно надо, господа, если вы действительно заинтересованы в победе. Ведь никто таким невинным душам помогать не будет из-за святой веры, что в случае прихода к власти кто-то учтет чьи-то интересы. Но, если кто-то требует готовый рецепт «куда и к кому пойти в Москве», то, во-первых, идти уже поздно, а во-вторых, рецепт может быть один — не навязывать уже готовые решения вероятному партнеру, который имеет некий, возможно и решающий, ресурс на твоем же политическом ринге (один только намек Кремля на невозможность принять участие А. Лукашенко в выборах в третий раз может буквально взорвать выборы 2006 года), а вступать в нормальный политический торг и находить компромисс… А иначе весь проект «единый кандидат» является ни чем иным, как политическим «кидаловым» Москвы, в который Москву же попытаются втянуть.

Для иллюстрации — не далее, как третьего дня В. Путин чуть ли не на российской Конституции объяснял голландским журналистам, что «избираться в третий раз означает не уважать свой народ». Нашей оппозиции такой союзник нужен? Да ни за что! Ведь она идет на выборы в паре с человеком, который как раз и избирается в третий раз.

Но у оппозиции есть иной выбор решить вопрос с Россией — оценить реальные ресурсы Москвы на белорусском политическом ринге, убедить саму себя, что незачем бояться «бумажного дракона» и благополучно «забыть» о России на весь период предвыборной кампании. Затем, после подсчета голосов, о России вспомнить и по традиции обвинить в собственном поражении… Мол не поддержала нас, таких достойных и демократичных. Между прочим, такие обвинения уже посыпались, хотя пока официальная Москва даже словом не упомянула белорусские президентские выборы 2006 года. Ведь так проще… Для обмена опытом достаточно посмотреть вечернюю «Панораму» БТ.

Результат всей этой увлекательной развлекаловки один — очередная «элегантная победа» А. Лукашенко. Мы это уже проходили.

Вот на эти свои доводы автор этих строк реальной критики так и не получил, если не считать традиционные упреки Москвы в поддержке ханов, хамов, людоедстве политических противников, клонировании лукашенковской политической системы, коррупции, голоде, развале сельского хозяйства (ой, извините, тут я, по-моему, уже «Советскую Белоруссию» цитирую, хотя разницы никакой, что, о многом говорит…). Мол, сама Россия виновата, такая — сякая, неумытая, и что с ней диалог вести… В общем, вариант «сам дурак» в очередной раз оказался самым удобным.

Домыслы и жуткие прогнозы о страшном вторжении А. Лукашенко на российское политическое поле смешны и наивны. Прежде всего, сейчас он сам на это не пойдет, так как прекрасно понимает, что легитимный коридор на российское политическое поле — не тропинка с односторонним движением и не только он, в случае появление очередного экзотического варианта Конституционного Акта, получит «окно» в Москву, но и с Востока целый рой политических «шершней» тут же влетит в белорусское политическое болото. Ведь даже гипотетическое появление в Минске одного-единственного российского отвязанного политического «тяжеловеса» Д. Аяцкого, который позаботился о том, чтобы заранее дать залп из тяжелой пиар- артиллерии по белорусским властям, уже привело А. Лукашенко в ужас. Между прочим, за Оршей таких «политических олигархов» дивизия бродит. Скальп на ходу снимут… Чай, не 1996 год, господа. А. Лукашенко от своих бы земляков (!) отбиться. Куда уж, на Москву…

Между прочим, с подобного рода прогнозами мы сталкиваемся не в первый раз. Не далее месяцев так пятнадцать назад один видный белорусский филолог активно пропагандировал свою идею о том, что в случае победы на Украине «оранжевых» В. Путин будет А. Лукашенко на руках носить. Вот ждем-с… Но пока ждали, все тот же В. Путин на руках носил трубу газопровода. Носил-носил, да и окончательно порешил утопить ее в Балтийском море, лишь бы «обожаемому» А. Лукашенко газопровод не достался. Список такого рода филологических «прогнозов» можно продолжить…

Совет Москве поддержать белорусскую оппозицию для того, чтобы она «сломала» А. Лукашенко на «его территории», а иначе, он, мол, Москву «возьмет» (именно в такой исключительно иносказательной форме, воюя с предисловием к одной из моих статей (!), высказал А. Федута), смотрится забавно, если не сказать больше. Оппозиция за двенадцать лет не смогла вырвать у власти ни одной, даже самой малой победы. При этом не очень понятно с кем она каждый раз воевала — с А. Лукашенко или Москвой? Возможно, что со всеми разом. Так кого Москве поддерживать?..

В общем, тема обсуждения явно выродилась и закончилась тем, чем обычно и заканчиваются подобные дискуссии в белорусской оппозиции в отношении России — переходом на личности.

С другой стороны, а зачем во всем этом копаться. Ведь никто никого не душит и волоком в Москву не тянет. Нравится белорусской оппозиции летать с «одним крылом» — ее дело, нравится Москве раз за разом поддерживать А. Лукашенко — тоже ее дело. За малым исключением — Москва не будет бегать по минским штаб-квартирам в поисках альтернативы А. Лукашенко. Ей своих проблем хватает. А нам ничего не остается, как словно ржавому паровозу и далее лететь по старой и наезженной колее!..