В классике советского юмора — «Золотом теленке» И. И. Ильфа и Е. Петрова — авторы красочно изобразили «публичную» деятельность черноморских «пикейных жилетов». Достойные граждане своего любимого города виртуозно владели методикой придавать любому международному событию значение этапа подготовки дарования Черноморску статуса «вольного города».
Белорусские государственные СМИ далеко обошли престарелых «пикейных жилетов». В прошлом году в одной из белорусских газет в разделе «Наблюдения натуралиста» подсчеты количества весенних «транзитных» перелетных птиц напрямую увязывались с «правильностью внутреннего и внешнего политического курса белорусского руководства». Мол, дикие гуси предпочитают лететь через «стабильную» Беларусь…
Вот удивился бы Михаил Касьянов, если бы узнал, что главная причина его отставки лежит в «безответственности в отношении к единственному верному союзнику России» и «организации газового шантажа против братского народа». Во всяком случае, именно в таком ключе вечером 24 февраля попыталась трактовать «Панорама» Белорусского телевидения правительственный кризис в Москве.
Белорусская государственная пропаганда всегда отличалась выдающейся топорностью. Фактически, последние десять лет все ее усилия были направлены только на одно — заколачивание в головы сограждан одного единственного тезиса: «Власть всегда права. Если она не права, то она права уже в том, что не права». Вот такая монополия на истину.
Гражданин средних умственных способностей подобное осмыслить не в силах. Это почище конструирования единого союзного государства как субъекта международного права при сохранении полного государственного суверенитета стран, его создавших. Автору этих строк пришлось наблюдать по телевизору, как формулу «слияние в объятьях» двух стран и народов объясняла депутат Н. Машерова. Скорее всего, делала она это по поручению-принуждению. Зрелище было не для слабонервных. Нельзя такие дела поручать женщинам.
Или взять, к примеру, деятельность другой женщины «во власти» — пресс-секретаря главы белорусского государства Н. Петкевич. Во вторник мадам Петкевич всего одной своей фразой «Решение отключить (от газа) десятимиллионный братский народ в двадцатиградусный мороз мог принять только российский президент» полностью обесценила десятиминутные оправдания белорусского президента от 23 февраля. Дело в том, что в понедельник руководитель страны призвал «ни в коем случае не политизировать» спор «субъектов хозяйствования» по проблеме газоснабжения Республики Беларусь. Если учесть, что весь прошлый четверг он чуть ли не в прямом эфире устраивал судилище над российским «Актом терроризма» и «проделками российского руководства», то остается только подивиться исключительной маневренности белорусского официоза.
Судя по всему, в универсальной формуле «Власть всегда права…» произошел методологический сбой. Составим график «болезни»:
19 февраля глава белорусского государства огромным усилием воли не объявил России войну до победного конца. Все остальное было сказано с превеликим жаром. Устами белорусского президента «Газпрому» была уготована роль посольства дьявола на Земле.
20 февраля накал «праведного» гнева стал плавно перемещаться в критику внутренней и внешней политики Кремля. В тот же день в Минске появился В. Христенко, с которым не пожелал встретиться ни один белорусский государственный чин рангом выше А. Кобякова.
21 февраля В. Христенко на субботнем совместном заседании правительства России и президента РФ доложил о поезде в Минск, не преминув «похвально» отозваться о «традиционном белорусском гостеприимстве». Вечером «белорусскую» тему на канале РТР с размахом развили «на двоих» господа Сванидзе и Жуков, вменив белорусскому руководству склонность не просто тянуть чужое, но и кричать в толпе: «Лови вора!»
22 февраля вечерний эфир ОНТ и БТ смахивал на кровавый вестерн, где в роли жертвы оказался все тот же разговорчивый журналист Сванидзе. В воскресенье основные белорусские каналы распиливали «голос Кремля» тупыми лобзиками. Это был апофеоз политики на могиле интеграционной экономики.
23 февраля, в самый апофеоз разоблачения «московских козней», белорусский президент скомандовал «полный назад», не забыв обвинить в нагнетании «политики» российские СМИ и коварную оппозицию. Другого выхода у него не было, так как на 23 число был назначен очередной раунд переговоров с «Газпромом».
Но уже на следующий день (24 февраля) «узнал весь мир спасенный», что А. Лукашенко «снял» с должности российского премьера М. Касьянова. Во всяком случае, такого мнения оказались не только прохожие на улицах белорусской столицы, но и маститые огосударствленные аналитики и эксперты… Один из них умудрился возложить на уже отставленного М. Касьянова всю ответственность за «отключение» РБ от газоснабжения… Запахло заговором. Министры — капиталисты во главе со ставленником «семьи» Михаилом Касьяновым решили поссорить президентов двух братских стран и закрутили вентиль. Конечно, за такое отставки мало…
Справедливости ради стоит отметить, что в «Панораме» вторника прозвучало и противоположное мнение. Во-первых, уже вышеназванная госпожа Петкевич подтвердила, что выбранный белорусским руководством таранный курс на политику и личность российского президента пересмотру не подлежит. Во-вторых, прозвучал намек, что, возможно, газовая блокада РБ не имеет никакого отношения к отставке кабинета Касьянова. У него и своих проблем было предостаточно… Так что белорусский телезритель получил возможность выбора любой приглянувшейся ему версии.
Мы предложим свою версию: белорусское руководство превратило российско-белорусские отношения в соревнование «Формулы-1». Наши власти уже просто заносит на поворотах. Во всяком случае, обслуга в виде государственного официоза не поспевает за стремительным руководством страны. В итоге началась чехарда: то перевод конфликта в политическую плоскость, то «нам навязали политическую дискуссию», то в основе газового кризиса лежит экономика, то с М. Касьяновым расправились за закрытие трубопроводов на границе РБ. И здесь можно выбирать любую версию для объяснения случившегося.
Беда в том, что у белорусского руководства выбора практически не осталось. Мало того, что газовые проблемы так и не решены, через три дня мы получим последние «кубометры» контрактного с «Транснафтой» газа, и только через две недели в России появится новый кабинет министров. Так что договариваться надо срочно. Но кроме того, непостижимым образом мы успели поссориться с новым и. о. премьера российского правительства.
Всего три дня назад по коридорам власти в Минске целый день слонялся будущий премьер России, и никто — ни президент, ни премьер, ни спикеры двух парламентских палат — не удосужился ему предложить хотя бы «присесть». Вместо этого белорусское руководство решило В. Христенко публично наказать. В результате наказали только себя.
Здесь мы сталкиваемся с печальной традицией. В последние два года белорусское руководство получило в российском политическом бомонде славу предсказателя карьерного роста. Для примера, стоило в свое время главе белорусского государства проигнорировать весьма, между прочим, уважительное письмо малоизвестного в то время Б. Грызлова, как карьера господина Грызлова резко пошла в гору. Беда только в том, что на новом месте — в кресле спикера ГосДумы РФ — он и слышать не желает о СГ РФ и РБ. Ему и так хорошо.
Таких «историй» можно воспроизвести с два десятка, но никогда еще Минск не оказывался в столь неприглядном положении по отношению к человеку, способному весьма ощутимо повлиять на решение поистине судьбоносных проблем страны.
Белорусским властям осталось только повторять: «О, Христенко — это голова!»